logo
Вопросы все

8. Религиозная, философская и научные картины мира.

I.НКМ — целостный образ предмета научного исследования. Он создается посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. НКМ исторична, соответствует уровню развития науки в каждую историческую эпоху.

Разновидности:1)общенаучная — обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке;2)социальная и естественнонаучная КМ;3)специальные НКМ (представления о мире с точки зрения отдельных наук.

Специальная НКМ создается на основе представлений: a)о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые данной наукой; b)о типологии изучаемых объектах; c)об особенностях их взаимодействия; d)о пространственно-временной организации реальности.

Т.о., НКМ является особым типом теоретического знания, теоретической моделью исследуемой реальности.

Функции:1) систематизируют научные знания, объединяют их в сложные целостности;2)выступают в качестве исследовательских программ; 3)обеспечивают объективацию научных знаний, включение научных знаний в культуру.

Научные открытия, включаясь в НКМ, влияют на мировоззренческие ориентиры человеческой деятельности.

Следует помнить, что историчны и сами формы НКМ. Так, в 17 веке, в эпоху возникновения естествознания механическая картина была одновременно и физической, и естественнонаучной, и общенаучной картиной мира. С обособлением научных дисциплин возникает ряд специально-научных картин мира. Возникает проблема построения общенаучной картины мира, синтезирующей достижения отдельных наук.

II. В философии дано концентрированное выражение мировоззрения конкретной исторической эпохи.ФКМ можно понимать в двух смыслах. 1)как основа и источник формирования представлений общенаучной и более частных НКМ.2)как специальная картина мира философии как науки, изучающей вопросы онтологии, гносеологии, логики, философской антропологии, социального устройства, этики, эстетики. Основное понятие — категория бытия. Философы исходили из одного начала (вода, огонь, материя, идея итд.)

III. Обычно религию определяют как мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, которые определяются верой в существование «иного» мира и существ, разумно творящих все материальные и духовные формы бытия; совокупность ритуалов, обеспечивающих связь чела с потусторонними силами. Религия— специфическая форма культуры. Религия есть также система норм и ценностей, регулирующих общественные отношения. РКМ, как и НКМ объясняет мир с точки зрения современных знаний человека, но основывается не на научном знании, а на признании иной действительности, лежащей за чертой чувственно познаваемой реальности. При этом существует взаимное влияние РКМ, ФКМ и НКМ, так как все они представляют собой мировоззрение конкретной эпохи. РКМ исторична как все иные формы общественного сознания.

В истории европейской цивилизации прослеживается конфронтация религии и науки, которая обусловлена наличием двух различных функций культуры: познавательной и регулятивной.

Относительно будущего РКМ можно сказать: пока НКМ не ответит столь же доступно и эффективно на смысложизненные проблемы, переживаемые каждым, для значительной части вера в Бога останется основой надежды на приобщенность к вечным истинам бытия. Т.о., РКМ является такой же важной частью мировоззрения, как и др КМ.