logo
Вопросы все

11. Бытие и субстанция

Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия бытие. Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что же именно существует.Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего многообразные вещи существуют. Субстанция не нуждается в чем-либо для существования. Она - причина самой себя. Субстанция обладает атрибутами (свойствами) и существует через множество модусов - своих конкретных воплощений. Модус не может существовать независимо от субстанции, посколькусубстанция- причина его существования. Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Споры о материальной или духовной природе субстанции велись в философии на протяжении нескольких столетий.  Впервые в явном виде понятие субстанции появилось в учении Спинозы. Под субстанцией он понимал то, что существует само в себе и представляется само через себя. В философии Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом, с другой. В таком понимании субстанция и есть само естество - природа. Примерно в это же времяБеркликатегорически отрицал возможность существования материальной субстанции. Он утверждал, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Она не существует ни в духе, ни в каком либо другом месте, поэтому он делает вывод, что она не существует нигде. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, являетсясубстанцией. В философии Просвещения субстанцию отождествили с веществом. Термин "субстанция" стал употребляться в значении "субстрат вещей". Такая редукция смысла спровоцировала последующие попытки устранения понятия субстанции из философии за ненадобностью.