logo
Вопросы все

55 Соотношение нормы, оценки, идеала.

Понятие идеала заимствовано социологией из философии, где как самостоятельное понятие было осмыслено довольно поздно. Впервые понятие идеала было введено в теорию Иммануилом Кантом. По его мнению, человеческий разум обладает не только идеями, но и идеалами, которые «обладают практической силой (как регулятивные принципы) и лежат в основе возможности совершенства определенных поступков»4. Кант замечательно передает роль идеала в жизни отдельного человека: «и у нас {людей} нет иного мерила для наших поступков, кроме поведения этого божественного человека в нас {идеала}, с которым мы сравниваем себя, оцениваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи в состоянии сравняться ним»5. Основным качеством идеала по Канту, помимо регулятивного характера действия, является его невозможность быть сформированный вне целеполагания, то есть возникновение идеала возможно только применительно к явлениям, которые могут выступать целью. Регулятивный характер действия идеала в мировоззрении людей раскрывается в форме нравственного кодекса, характеризующегося верой в правоту выбранных идей. В поведении человека это отражается в форме «выбора цели». Таким образом, Кант чрезвычайно точно отметил основные свойства нравственного идеала, как составляющей нравственного сознания человека.

Структура нравственного сознания человека

Системное изучение нравственного сознания личности, частью которого являются нравственные идеалы, лежит на стыке социологической и психологической науки, где психологи стараются выявить особенности взаимодействия уровней нравственного сознания человека, а социологи – раскрыть социально-обусловленные способы конструирования и функционирования элементов нравственного сознания. Однако, можно говорить о том, что в социальной психологии сформировался общий подход к пониманию ряда элементов структуры нравственного сознания.

Нравственное сознание представляют6 как сложную систему различных элементов нравственного сознания, упорядоченную иерархически в зависимости от глубины отражения нравственных явлений. Внизу иерархии находятся элементы нравственного сознания, относящиеся к его обыденному уровню – это нравственные нормы, оценки, обычаи и привычки, отражающие обыденные, изо дня в день практикуемые отношения с людьми (см. Рис. №1). На вершине иерархической структуры, на так называемом теоретическом уровне нравственного сознания, находятся нравственные понятия, концепции, способы освоения мира, отражающие глобальные нравственные проблемы. Теоретическому нравственному сознанию присуща более высокая степень абстрагирования, и Акмамбетов Г.Г. определяет его как «систему о должном, об идеале, о смысле жизни». Таким образом, объектом нашего исследования является нравственное сознание личности, а интересующим в первую очередь предметом рассмотрения – его теоретический уровень, где функционируют нравственные идеалы современных россиян. Далее рассмотрим структуру нравственного сознания, его элементы и место среди них нравственных идеалов подробнее.

Рис. №1. Структура нравственных ценностей.

На данный момент в науке нет единого мнения ни о структуре нравственного сознания, ни о строгом разделении элементов по уровням, однако все исследователи сходятся в том, что нравственное сознание: - «это не только система уровней, но и целостность, где все взаимосвязано и где каждый элемент получает смысл лишь в особой связи с другими элементами»7.

Представленные на рисунке элементы нравственного сознания имеют ряд отличительных признаков:

во-первых, они обладают смыслообразующей функцией и придают смысл поведению и поступкам человека;

во-вторых, они интериоризируют общечеловеческие ценности, имеют ценностный хараектер;

в-третьих, они мотивируют человека на достижение конкретных целей;

в-четвертых, производят регулирование поведения человека.

Нравственные нормы и нравственные оценки составляют обыденный уровень сознания, часто легче доступны изучению. В первую очередь потому, что на этом уровне нравственная активность (которая в первую очередь проявляется в деятельности) распространена в обществе в большей степени. Если рассматривать нравственную активность как «личностный способ соотнесения себя с другими людьми, определения своей позиции и тем самым самоопределения»8, то мы можем говорить о том, что способность к самоопределению в том или ином виде присуща практически всем людям и находится в намного меньшей зависимости от набора таких социальных факторов как образование, навыки коммуникации и выражения своих мыслей, поколенческая трансляция нравственных ценностей и т.д. Итак, рассмотрим элементы нравственного сознания.

Нравственные нормы – это «устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании расстановка узловых моральных ценностей». Являясь составной частью нравственных ценностей, нормы отличаются тем, что оставляют личности варианты выбора необходимой линии поведения. В моральных нормах содержится модель определенного вида поступков и отношений, которая задается набором ценностных оппозиций: информацией о правильном и неправильном, допустимом и недопустимом, возможном и невозможном, - и упорядочивает человеческие отношения.

Рядом с нравственными ценностями в иерархии ценностей стоит нравственная оценка. Антилогова Л.Н. дает такое определение: нравственная оценка – это структурный элемент нравственного сознания, с помощью которого устанавливается соответствие или несоответствие поведения человека моральным нормам. Нравственная оценка строится в виде суждения о предмете. Процесс оценивания, то есть формирование оценивающего суждения, предполагает обращение к двум пластам информации: с одной стороны индивид обращается к знанию о предмете оценивания, с другой стороны на его суждение влияют его потребности и интересы10.

Таким образом, посредством нравственных оценок, выражается отсылка субъекта к существующей у него системе ценностей, которая актуализируется посредством нравственных оценок через запрос внешней среды на оценивание поведения себя и других индивидов и с необходимостью придает ценностное значение поступкам, определив их соответствие моральным нормам, принципам и идеалам.

На следующей ступени ценностной пирамиды находятся структурные элементы нравственного сознания, «представляющие собой высший уровень обобщения»: моральные понятия, принципы и идеалы. Моральные понятия представляют собой «форму отражения взаимодействия и взаимоотношений между людьми и носят исторически изменчивый характер»11. Основными понятиями, содержание которые изменялось и дополнялось на протяжении человеческой истории, являются понятия «добро» - «зло», «счастье» – «несчастье», «совесть» – «бессовестность», «ответственность» - «безответственность», «честь» - «бесчестие» и т.д.

«Ядро системы нравственных ценностей»12 составляют нравственные принципы, которые являются широко сформулированными нормативными предписаниями, представляющими основополагающие, сущностные законы. К нравственным законам обращаются тогда, когда необходимо «гибкое и универсальное руководство для человека», содержащее в себе и общий мировоззренческий принцип и повседневно-регулятивное значение, оценивающее повседневные жизненные ситуации. В нравственных принципах в первую очередь раскрывается цель и смысл повседневных действий, то есть фиксируется «сущность» и «назначение» человека для осуществления выбора в жизни13. В формулировке моральных принципов не содержится готовых решений или оценок, а задается только общая направленность поведения и целеполагания. Л.В. Скворцов выделяет следующие значимые признаки моральных принципов: «Моральный принцип – не та или иная случайная мысль, пришедшая в голову отдельному индивиду, а признанная форма утверждения данной общественной структуры, данных общественных порядков как необходимых, как таких, в которых оказывается возможной собственная жизнь и позитивная деятельность индивида. В этом заключается их ценностная сущность»14. Следующий, высший элемент нравственного сознания человека – это нравственные идеалы. С точки зрения задач нашего исследования рассмотрим нравственные идеалы, их функции и место в структуре нравственного сознания подробнее.