logo search
Основы философии(полный)

9.1. Эмпирические исследования в сфере

ФИЗИЧЕКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся сис­тема знания, которая включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отли­чаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

Эмпирическими называются методы непосредственно-опытного познания; применительно к физической куль­туре — познания индивидуального и коллективного опыта людей, занимающихся физической культурой. Под опытом при этом понимается осознание и осмысление чувст­венных данных (ощущений, восприятий, представлений), а также практической деятельности отдельного чело­века, социальной группы или всего общества, выражае­мое в терминах естественного или специализированного на­учного языка, принятой системы информации, другими сло­вами, описание и объяснение действий и деятельности по­средством естественного или специально выработанного языка. Эмпирические методы, в свете этого, представляют собой правила, приемы, способы осознания фактов, полу­ченных опытным путем, методы описания и обобщения данных, получаемых непосредственно через органы чувств или через средства их усиления (приборы, инструменты, машины), методы описания и первичного обобщения инди­видуального или коллективного опыта людей.

Роль и место эмпирического познания в современной науке заключается в том, что оно обеспечивает получение, фиксацию, накопление и первичное обобщение исходного материала для последующей теоретической его обработки и получения таким образом цельного, сущностного и досто­верного, т. е. соответствующего действительности, научного знания. Эмпирическое познание, обладающее свойством не­посредственности, чувственной достоверности, составляет поэтому фундамент научного познания.

Первичной процедурой эмпирического исследования новой предметной области является наблюдение.

Наблюдение — это способ познания действительности путем систематического, целенаправленного и планомерно­го восприятия исследуемых процессов и предметов. Его особенность, как и других эмпирических методов,— непос­редственный (прямо или через приборы) контакт с иссле­дуемым объектом. Наблюдение более фундаментально, чем эксперимент, который без него немыслим. Наблюдение — это восприятие с помощью органов чувств (а также приборов) исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событии. Результа­том наблюдения является чувственный образ (ощущения и восприятия). От обычного чувственного познания научное наблюдение отличается своей це­ленаправленностью и организованностью. Научное наблюдение обычно связано с решением определенной научной проблемы или задачи. Целенаправленность наблюдения связана с наличием предварительных идей, предполо­жений, которые вызывают необходимость в наблюдении. Научные наблюдения должны собрать данные, которые могут стать основой для последующих разработок.

В процессе наблюдения отображаются качественные и количественные параметры изучаемых объектов, их пространственно-временные характерис­тики, процессы изменения, т. е. объекты со стороны их явления.

Наблюдение строится по заранее обдуманному плану, вытекающему из решаемых познавательных задач, ведется организованно и систематически. Научному наблюдению присущи такие черты, как преднамеренность и целена­правленный характер, активное противопоставление наблю­дателя как субъекта познания объекту познания — позна­ваемой действительности. Результаты наблюдения при этом должны четко и точно фиксироваться в протоколах, таблицах, схемах, рисунках, кинограммах и т. п. Наблю­дение может быть общим и частным, тематическим, сплош­ным и выборочным, включенным, когда наблюдатель непосредственно включается в процесс деятельности, и внеш­ним, невключенным, когда наблюдатель находится вне изучаемого процесса. Наблюдение далее может быть пря­мым и косвенным, когда о характере процессов судят по их результатам; одноразовым и длительным (пролонгиро­ванным). Существуют наблюдения открытые и инкогнито (скрытой камерой); стандартизированное, проводимое в условиях строгого предписания относительно предмета и процедуры наблюдения, и нестандартизированное, свобод­ное; полевое, когда наблюдается реальный процесс в есте­ственных условиях, и лабораторное, обычно используемое при проведении экспериментов, при моделировании.

В современном научном познании широко используется инструментальное наблюдение с применением разнообраз­ных приборов и механизмов (микроскопы, телескопы, ос­циллографы, рентгеновские аппараты и т. п.). Главным ус­ловием успешности наблюдения, особенно, за деятельностью людей, является его объективность и надежность. Для по­вышения объективности наблюдения разработаны разные приемы и специфические методы, в числе которых могут быть введение в процесс исследования многократных прове­рочных наблюдений, сопоставление наблюдений разных лиц, сопоставление результатов наблюдений с другими источниками, использование разного рода технических уст­ройств, объективно фиксирующих те или иные факты. Од­ним из таких способов проверки объективности наблюде­ний является метод экспертных оценок. Суть его сводится к включению в процесс наблюдения нескольких лиц, спе­циалистов в данной области, с последующей теоретической, математической (статистической) обработкой результатов их наблюдений. Надежным считается наблюдение, которое, будучи проведено повторно и другими людьми, дает тот же самый результат.

Весьма существенным условием научного наблюдения является знание того, что нужно наблюдать. Наблюдение «вообще», хотя и используется иногда в поисковых целях, весьма редко дает какой-то ощутимый результат. Поэтому, приступая к наблюдению, исследователь должен опреде­лить, что наблюдать. В науке это называется выделением единиц наблюдения, т. е. тех предполагаемых фактов, ко­торые выражают предмет исследования. В научной прак­тике такие единицы наблюдения обычно обозначаются ка­ким-либо кодом, условным знаком, а при выделении не­скольких единиц наблюдения каждой из них отводится осо­бая графа в документе, фиксирующем его результаты.

Физическая культура — способ формирования физиче­ских качеств людей. В ней используются различные мето­ды наблюдения, относящиеся к исследованию человека: биологические, психологические, педагогические, экономи­ческие, социологические и т. п. Но используются они по-особенному. Их специфика — в ориентации преимущест­венно на физическое, телесное в человеке. Другие виды де­ятельности (эмоциональная, умственная, волевая), если они не составляют предмета исследования, наблюдаются и фиксируются лишь постольку, поскольку они оказывают воздействие на физическую, телесную деятельность.

Посредством наблюдения педагог, тренер, сам физкуль­турник или спортсмен имеют возможность фиксировать развитие физических, а также психических, эмоциональ­ных, нравственных, умственных, социальных качеств лич­ности в ходе занятий физическими упражнениями. Медико-биологическое наблюдение дает возможность установить влияние физических упражнений на организм и здоровье человека. Результаты наблюдений фиксируются в разных документах, протоколах, планах занятий, дневниках, карточках медицинского контроля и т. п. Широко применяют­ся при этом разнообразные приборы и инструменты (тер­мометры, спирометрические приборы, кардиографы, при­боры для измерения кровяного давления, электрической активности мозга, тканей и т. п.). Разработаны и широко используются методы измерения психических функций, биохимических процессов и т. д.

Развитием методов наблюдения выступают разного рода испытания (тестирование), широко используемые в науке и практике физической культуры. Проводятся испы­тания физической подготовленности, медико-биологические и психологические обследования, которые позволяют кон­тролировать и совершенствовать процесс физического вос­питания и спортивной тренировки.

В физической культуре применяются методы обследо­вания физического развития (роста, веса, окружности груд­ной клетки, жизненной емкости легких, силы кисти, ста­новой силы), всякого рода функциональные пробы. Они ха­рактеризуют, как правило, общее развитие человека. Су­ществуют методы обследования физической подготовленности людей: мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и т. п. При этом применяются разно­образные приборы, инструменты, особые методики изме­рения, описанные в специальной литературе. Разработаны особые методы проверки спортивной подготовленности, со­стоящие в практическом выполнении упражнений.

В большом ходу разнообразные методы психологиче­ских обследований, направленные главным образом на познание психических способностей человека: ощущений, памяти, внимания, умственных способностей (ассоциатив­ных, комбинаторных, логических), эмоциональной устойчи­вости и т. п. В ходе психологического обследования исполь­зуются разного рода бланки, карточки, таблицы, а также аппараты и приборы.

В познании общественных явлений широко использу­ются такие методы наблюдения, как опрос, интервью, бе­седы, а также анкетирование, представляющее собой само­опрос по заданным в анкете вопросам. Они применяются для выявления, изучения и обобщения общественного или группового мнения в отношении тех или иных процессов, событий или людей, при решении тех или иных общест­венных или групповых проблем.

Методы опроса, интервью, беседы, анкетирования ши­роко используются и в научном исследовании физической культуры, особенно для выявления, изучения и обобщения практического опыта работы спортсменов, тренеров, орга­низаторов физической культуры, а также для выявления общественного или группового мнения, оценки и отноше­ния к тем или иным людям, процессам или явлениям. Су­ществуют определенные методики организации и проведе­ния теоретической, математической и логической обработ­ки и интерпретации результатов этих исследований, изло­жение которых можно найти в специальных работах.

Главный недостаток наблюдения — пассивность. Наблюдается обычно то, что уже существует в ходе наблюдения, исключается какое-либо воздействие на объект наблюдения. Но у наблюдения есть и достоинства: явления фиксируют­ся в момент их протекания во всем богатстве живых и кон­кретных связей; наблюдение не зависит от желания наблю­даемых, дает массу живого, конкретного материала.

Исторически сложились следующие виды наблюдения.

1. Непосредственное наблюдение. Наблюдение идет на основе непосред­ственного воздействия объекта на органы чувств наблюдателя (субъекта).

Непосредственное наблюдение определяется возможностями наших органов чувств. Но возможности органов чувств биологически ограниче­ны. Биологическая ограниченность органов чувств преодолевается благо­даря применению приборов. Здесь мы имеем дело с опосредованным на­блюдением, которое включает в себя два варианта.

2. Опосредованное наблюдение I типа. Между объектом и органом чувств субъекта помещается прибор П1, усиливающий количественно воздейст­вие объекта на субъект.

Примером этому варианту наблюдения может служить использова­ние в качестве прибора лупы, оптического телескопа и микроскопа.

3. Опосредованное наблюдение II типа. Между объектом и органом чувств субъекта помещается прибор П2, качественно изменяющий восприни­маемое действие объекта таким образом, что оно становится наблюда­емым субъектом.

Примером этого варианта может служить использование компаса, пре­образующего воздействие магнитного поля земли в зрительно наблюда­емые положения стрелки магнита.

Благодаря использованию приборов расширяется диапазон воспринима­емых явлений (количественно и качественно), все явления материального мира становятся принципиально наблюдаемыми; это обстоятельство положило конец агностическим сомнениям в познаваемости мира.

Результаты наблюдений зависят от органов чувств наблюдателя, средств наблюдения (приборов) и объективных свойств наблюдаемых яв­лений. Поэтому при анализе результатов наблюдения нужно учитывать ряд обстоятельств:

Практика научного исследования показала, что нужно учитывать влия­ние приборов на получаемую информацию. Чтобы результаты наблюдений давали более объективную информацию, необходимо максимально разнооб­разить условия наблюдения, применять различные приборы. При этом в каждом отдельном наблюдении объект будет выглядеть по-разному, но то сход­ное, что есть во всех наблюдениях, можно рассматривать как объективную информацию.

Второй метод эмпирического исследования — эксперимент. Эксперимент — активный метод исследования явлений и процессов. Его роль и назначение состоят в том, что он позволяет более глубоко проникнуть в изучаемый предмет, обнаружить то, что скрыто за внешней видимостью, что не поддается простому наблюдению. В физической культуре эксперимент — наиболее часто используемый метод научно­го исследования. Его отличительная черта — в том, что он дает возможность не только что-то познать, но и испробо­вать на практике результаты познания, открыть закономер­ности как исследуемого, так и применения полученного знания на практике. Объектом экспериментирования все больше становится сейчас «технология» формирования фи­зических качеств, организация и методика массовой физ­культурной работы.

В историческом отношении эксперимент возник как раз­витие и совершенствование метода наблюдения. В отличие от наблюдения он предполагает активное воздействие на объект познания путем создания специальных условий либо изменения в нужном направлении уже существую­щих условий. Эксперимент поэтому требует более вы­сокой степени теоретического обоснования. Он опирается на определенные представления о существе изучаемых яв­лений, требует предварительной разработки условий, более строгой организации наблюдений и фиксации его ре­зультатов.

Важнейшей отличительной чертой эксперимента явля­ется создание особых, как правило, искусственных, усло­вий наблюдения. Для этого предмет экспериментирования по возможности полностью изолируют от окружающей об­становки, от влияния непредвиденных и трудных для уче­та внешних воздействий. «Чтобы понять отдельные явле­ния,— писал Энгельс,— мы должны вырвать их из всеоб­щей связи и рассматривать их изолированно». Конечно, абсолютно изолировать предмет исследова­ния, особенно в физической культуре, имеющей дело с людьми, с их бесконечно многообразными связями, невоз­можно; изоляция проводится в отношении факторов, опре­деляющих возможный результат познания. Эксперимент строится таким образом, что исследователь ставит вопрос, решает определенную исследовательскую задачу и, изоли­руя побочные влияния, ищет ответ на заданный вопрос. Поэтому для правильно поставленного эксперимента чрез­вычайно важно определить задачу, которую он будет ре­шать, разработать возможные пути ее решения. Без предварительной мысленной, теоретической проработки экспериментирование будет всего лишь напрасной тратой сил, средств и времени.

Методы экспериментирования широко используются при разработке новых процессов, приборов, машин, систем управления. Их главное достоинство — возможность более точного исследования каких-то процессов путем исключе­ния из них действия всяких побочных причин и связей. Они дают возможность повторения, углубления процесса познания, уточнения достигнутых результатов путем изме­нения условий, точной проверки достигнутых результатов. Наряду с этим у эксперимента есть и недостатки: трудность обеспечения необходимой «чистоты», исключения воздейст­вия всех побочных причин особенно при исследовании об­щественных процессов, ограниченность в масштабах при­менения (нельзя, к примеру, представить эксперимент в рамках всего общества) результатов эксперимента на объективную действительность, проблематичность переноса результатов эксперимента на объективную действительность, особенно в обществе, где из-за сложности процессов трудно учесть все обстоятельства. Однако, несмотря на эти и другие трудности, эксперимент выдвинулся на одно из первых мест в научном познании.

Различают прямой (натурный) и модельный эксперименты. В отличие от наблюдения в ходе прямого (натурного) эксперимента субъект активно воздействует на объект исследования посредством других материальных объектов — экспе­риментальных установок (инструментов, аппаратов и т. д.). Реакция изучаемого объекта на эти воздействия фиксируется приборами, которыми обычно оснащены экспериментальные установки. Отсюда видно, что между экспериментом и наблюдением есть тесная связь.

В ходе эксперимента обычно производится изолирование объекта от влия­ния побочных, несущественных связей, осуществляется воздействие экспе­риментальных средств на объект, устанавливается зависимость между суще­ственными свойствами изучаемых объектов, фиксируются данные.

В модельном эксперименте кроме тех действий, операций, которые харак­терны для натурного эксперимента, добавляется операция построения моде­ли и перехода от модели к объекту (оригиналу).

В модельном эксперименте исследуется не объект («оригинал»), а мо­дель; оригинал непосредственно в самом эксперименте не участвует. Неко­торый объект становится моделью, если он удовлетворяет следующим при­знакам:

Модель должна быть не только сходна с оригиналом, но и должна отли­чаться от него. Именно отличие и дает возможность «обойти» препятствия, имеющиеся при изучении оригинала.

Объективные основания модельного эксперимента заключаются в су­ществовании общих закономерностей организации и функционирования различных явлений.

Различают также эксперименты: поисковые, направленные на поиск путей решения стоящих задач, предварительные (пионерные), основные, проверочные, демонстрационные, показывающие результаты исследования, а в обществен­ных процессах еще и управленческие, преследующие цели реализации познания в практической деятельности. Экспе­рименты могут быть естественными, проводимыми в усло­виях реальной деятельности, и лабораторными, проводи­мыми в специально создаваемых условиях.

Особое значение в научном исследовании имеет форми­рующий (преобразующий) эксперимент, предусматриваю­щий открытие новых закономерностей, разработку, к при­меру, новых физических упражнений, посредством кото­рых осуществляется формирование нужных качеств, обес­печивается достижение требуемых или предполагаемых результатов. Ему сопутствуют контролирующий и прове­рочный эксперименты, направленные на контроль за ходом формирующего и проверку полученных знаний. Провероч­ный эксперимент выполняет роль критерия истинности ре­зультатов проведенного исследования. Причем задача та­кого эксперимента состоит не только в проверке получен­ных результатов, но и в выяснении обстоятельств, которые привели к ошибке.

Пономарев Н.А. эксперименты в физической культуре также подразде­ляет на педагогические, психологические, медико-биоло­гические и т. п. Шире всего здесь распространен педагоги­ческий эксперимент, который, в свою очередь, делится на воспитательный »и спортивно-технический. Воспитательный эксперимент имеет целью разработку новых методик пе­дагогического процесса. Целью спортивно-технического эксперимента чаще всего выступает разработка новых фи­зических упражнений, их комплексов, методов тренировок, тактики спортивных состязаний; разработка и проверка но­вых технических средств.

Педагогические эксперименты могут быть последова­тельными и параллельными. При последовательном экспе­рименте исследование ведется на одном и том же объекте (например, на группе студентов или спортсменов). В начале такого исследования проводятся тщательные обследования состояния экспериментального объекта, особенно тех ка­честв, которые должны стать предметом исследования. В ходе исследования вводится какой-либо эксперименталь­ный фактор, например, новое физическое упражнение. Пос­ле какого-то времени действия этого фактора проводится повторное обследование объекта, причем обязательно тех же качеств и по той же методике. Результаты этого обсле­дования сопоставляются с полученными в начале исследо­вания, и делается вывод о действенности эксперименталь­ного фактора. Экспериментальный объект последовательно сравнивается сам с собой. При этом главная трудность в применении последовательного эксперимента заключается в доказательстве того, что полученный результат является следствием применения именно избранного фактора, а не каких-либо других, например просто повышенного внима­ния и контроля за действиями группы, неизбежного во время эксперимента. Такие эксперименты обычно прово­дятся там и тогда, где и когда по каким-либо причинам не­возможно проведение параллельного эксперимента.

В ходе проведения параллельного эксперимента созда­ются две равные по уровню подготовленности и способно­стей группы, с одной из которых проводят эксперимент (экспериментальная группа), а другая действует принятым до исследования способом (контрольная группа). После бо­лее или менее длительной деятельности в новых услови­ях, с применением новых средств и новых упражнений, сопоставляются уровни развития обеих групп и делается вывод об эффективности эксперимента. При этом также необходимо сохранить «чистоту» эксперимента, исключить воздействие каких-либо других факторов на ход физиче­ского развития. Такие эксперименты обладают большой доказательной силой и используются поэтому чаще, чем последовательные.

В медико-биологических науках использование экспе­римента носит весьма ограниченный характер. Науки эти большей частью используются для контроля за состоя­нием организма человека во время проведения педагогиче­ских и психологических экспериментов. Проведение пря­мых медико-биологических экспериментов на человеке весьма ограничено из-за возможного вреда его здоровью. Физиологические эксперименты проводятся чаще всего на животных, организм которых рассматривается при этом как модель организма человека.

В психологии проводятся, как правило, социально-пси­хологические эксперименты, направленные на оптимиза­цию внутри групповых отношений в командах и спортив­ных коллективах с использованием приемов социометрии, социометрических тестов и т. п.

Развитием экспериментальных методов явилось моде­лирование, использование модельных экспериментов, в хо­де которых ведется исследование путем создания или ис­пользования моделей, предметов или процессов, так или иначе воспроизводящих характеристики изучаемого.

Метод моделирования используется там и тогда, где и когда тот или иной объект, или иная сторона его не могут быть исследованы непосредственно. В физической культу­ре такая ситуация чаще всего возникает в медико-биоло­гических науках, когда воздействие физических упражне­ний на организм человека может принести ему вред, или когда выделение предмета исследования непосредственно невозможно. Метод этот используется и тогда, когда само­го объекта еще нет, его нужно сконструировать, например создать новый тренажер или разработать новое физическое упражнение.

Применение метода моделирования начинается с опре­деления сходства между объектом исследования и его бу­дущей моделью, возможности на основе этого сходства ре­шить поставленные исследовательские задачи. Метод моде­лирования представляет собой определенное упрощение по­ставленной задачи, ибо точной копией объекта никакая мо­дель не может быть. Даже простое уменьшение размеров мо­дели является уже упрощением объекта. Всякая модель толь­ко подобна своему оригиналу, сходна с ним. При этом диапа­зон сходства может быть самым различным, от нулевого до абсолютного. Оно может состоять в подобии природных характеристик модели и ее оригинала, их формы, структу­ры, в схожести функционирования модели и ее объекта. В соответствии с этим модели бывают натурными, сделан­ными из того же материала, что и объект, воспроизводя­щими его, как правило, физические свойства, функциональ­ными, имитирующими те или иные процессы, и структур­ными, подобными объекту по его строению и связи его эле­ментов. Модели бывают изоморфными, сходными с объек­том по форме, и имитационными, воспроизводящими дей­ствия своего объекта, а также мысленными, образными, ло­гическими, математическими, кибернетическими.

В физической культуре шире всего используются ими­тационные модели, в той или иной степени воспроизводя­щие действия, функции объекта. Простейшими видами та­ких моделей являются манекены, тренажеры и т. п. В ис­следовательской деятельности используются имитационные модели, воспроизводящие состояние, функционирование, развитие исследуемого объекта. Использование этих моде­лей основывается на воспроизводимости процесса любой степени сложности, если известны его элементы, структу­ра, законы взаимосвязи и взаимодействия этих элементов. Познав на модели характер организации того или иного процесса, к примеру управления, можно воспроизвести это знание в реальной действительности.

Использование метода моделирования имеет определен­ные границы. В исследовании человека, человеческих со­обществ эти границы обусловлены тем, что их действия де­терминированы внутренними состояниями, а не только внешними факторами. Они обладают свободой выбора, сво­бодой действия, эмоциональными и волевыми импульсами. Знание внешних факторов не дает возможности однознач­но предвидеть поведение человека, из поведения человека нельзя однозначно выводить поведение сообщества, систе­мы в целом. В этом — главная особенность социального по­знания с использованием методов моделирования. Надо, однако, отметить, что указанное не дает основания для ка­ких бы то ни было агностических выводов. Общество, как и природа, подчинено в своем функционировании и развитии объективным законам, которые могут и должны быть по­знаны. Дело лишь в том, что их познание требует других методов, соответствующих сложности общественных про­цессов.

Моделирование — очень эффективный метод познания, в том числе и весьма сложных систем. Но его значение не следует, однако, переоценивать. Надо помнить, что любая модель — известное упрощение объекта. Моделируя, мы как бы вырываем его из реальной действительности, отры­ваем от множества связей, которыми он связан со множе­ством других предметов и процессов. Это приводит к опре­деленному искажению действительности, которое обнару­живается в процессе переноса полученных на модели знаний на реальную действительность. Нельзя, следова­тельно, абсолютизировать ни один из методов, памятуя, что в любом познании при их использовании верховным критерием выступает практика, объективная действи­тельность.

В системе методов эмпирических исследований в сфере физической культуры и спорта важное место занимают также сравнение, описание и измерение.

Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или экспе­римента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения чис­лового значения измеряемой величины в принятых еди­ницах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического ис­следования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенны­ми концептуальными идеями.

ЭМПИРИЗМ И СХОЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В ПОЗНАНИИ

В истории познания сложились две крайние позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней научного по­знания: эмпиризм и схоластическое теоретизирование. Сторонники эмпиризма сводят научное знание как целое к эмпирическому его уров­ню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, абст­ракций, принципов в их обобщении, что делает невозможным выяв­ление объективных законов.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) отрицает активную роль и относительную самостоятельность мышления. Единственным источ­ником познания считается опыт, чувственное познание (живое созер­цание), вследствие чего эмпиризм всегда был связан с сенсуализмом (от лат. sensus — чувство), но это не тождественные понятия. При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта, а рациональ­ная, мыслительная деятельность сводится к разного рода комбинаци­ям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чув­ственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.

Говоря о схоластическом теоретизировании, необходимо отме­тить, что понятие «схоластика» чаще всего употребляется в двух смыс­лах: прямом — как определенный тип (форма) религиозной филосо­фии, в особенности характерный для Средних веков, и в переносном — как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от ре­альной жизни и практики.

В свое время Гегель справедливо называл схоластику «варварской философией рассудка», лишенной всякого объективного содержания, которая «вертится лишь в бесконечных сочетаниях категорий» (а точнее — слов, терминов). При этом «презренная действительность» ос­тается рядом и ею совсем не интересуются, что не позволяет понять ее существенные характеристики и формообразования.

Схоластика — отвлеченно-догматический способ мышления, опи­рающийся не на реалии жизни, а на авторитет канонизированных тек­стов и на формально-логическую правильность односторонних, чисто словесных рассуждений. Она несовместима с творчеством, с крити­ческим духом подлинно научного исследования, поскольку навязыва­ет мышлению уже готовый результат, подгоняя доводы под желае­мые выводы.

Таким образом, схоластика представляет собой такой способ мыш­ления, для которого характерны несвобода и авторитарность мысли, ее отрыв от реальной действительности, обоснование официальной ортодоксальной доктрины и подчинение ей, абсолютизация формаль­но-логических способов аргументации, субъективизм и произвольность в оперировании понятиями и терминами (зачастую переходящие в «сло­весную эквилибристику»), работа в рамках компилятивного, коммен­таторского исследования текстов, многосложность и полисемантичность дефиниций и вместе с тем — стремление к четкой рационализа­ции знания, формально-логической стройности понятий. Отрыв от опыта, от экспериментально установленных фактов, замкнутость мыш­ления только на самого себя — недопустимое явление для научного познания.

Проявления схоластического мышления чаще встречаются в соци­ально-гуманитарном познании, чем в естественнонаучном, особенно в условиях тоталитарных политических режимов. Это — цитатниче­ство, начетничество и компилятивность, которые становятся основ­ными «методами» исследования; несвобода и авторитарность мысли, ее подчинение официальной идеологической доктрине и ее обоснова­ние, субъективизм и произвольность в оперировании понятиями и тер­минами («словесная эквилибристика»), комментаторство и экзегетичность (произвольное толкование текстов). «Это — пресловутая «игра в дефиниции», манипулирование «голыми» (зачастую «заумными») тер­минами, тяга к классификаторству и системосозиданию, доказыва­нию давно доказанного, псевдоноваторство с забвением азбучных ис­тин, движение мысли от умозрительно сконструированных схем и формул к реальным процессам (но не наоборот), бесплодные перета­совки понятий и бесконечное «плетение словес» и т. д.