logo search
философия ответы

§ 39 Система и метод в философии Гегеля

Гегелевский вариант идеализма считается самой сложной философской системой XIX в. Это объясняется тем, что он развивается в замкнутом мире абстрактных построений. Г.Гегель (1770-1831) стал той путеводной звездой, которая логически определила ход и развитие всего XX в. в его основных социально-политических и этических тенденциях и катаклизмах. Очень важна та критика, которая сегодня сопровождает гегелевское «философское послание», беспристрастное и жесткое переосмысление его наследия.

Идеализм Г.Гегеля основывается на методе диалек­тики, который диаметрально противоположен трансцен­дентальному методу. Диалектика Г.Гегеля явилась ради­кальным отрицанием «конечной» характеристики границ познания и опыта. Радикальность его подхода выража­ется в утверждении познавательной роли созерцающего рассудка. Он не ограничивает человеческий разум рассу­дочностью и наделяет его опытной интеллектуальной ин­туицией, что открывает еще большую возможность абсо­лютизировать разум.

Развитие субъективности в качестве принципа абсолют­ного самосознания определяется Г. Гегелем как круговое вра­щение или спиралевидное движение с триадическими пери­одами: как логика бытия, как логика сущности и как логика понятия. Г. Гегель объявляет свою «Науку логики» (1812-1816) как метафизику Абсолюта, называя ее «чистой спекулятивной философией». Он предлагает миру своз понимание логики. Только диалектическую логику Г. Гегель признает в качестве объективной логики, она тождественна учению о бытии сущ­ности. Логика превращается в раздел метафизики и диалек­тическую систему теоретического знания.

В «логической систематизации» всей философии вооб­ще определяется смысл гегелевского принципа субъектив­ности, на основе которого он совершает абсолютизацию немецкого идеализма: в мире господствует Абсолютная Идея, мировой Дух, который в своем поступательном са­моразвертывании порождает окружающую действитель­ность. Философ на основе триады «тезис-антитезис-син­тез» выстраивает жестко иерархированную цепь разви­тия категорий, каждая из которых есть определенная ступень на пути восхождения к Абсолюту: бытие-ничто-становление; качество-количество-мера; всеобщее-осо­бенное-единичное.

По Г.Гегелю, каждое движение в своей сути уже со­держит внутри себя определенную цель— самоосознать себя, свой собственный путь. Поэтому разумным пред­стает все развитие в системе Г.Гегеля, ибо оно— дейс­твительно. В лаконичной формулировке «Философии пра­ва» (1812) «все разумное— действительно, а действи­тельное разумно».

Объективный Дух — это уже «зеркальная» сфера реа­лизации свободного человеческого духа. Гегель проециру­ет весь процесс развития субъективности Духа на область его объективации. Объективный дух раскрывает себя не в персональной свободе, а только тотальной: он совершает отрицание по отношению к рассудочной стороне субъек­тивности. В мире, где он «правит», он устанавливает нормы нравственности и морали. И государство, и общество, и се­мья — все есть потенциальное присутствие Бога.

Нравственность у Г. Гегеля является разумной — зло и несовершенство мира субъективно, поэтому оно должно быть преодолено волею, имеющей основание в воле Бога. Все предстает как необходимость.

Достигая вершины «свободы», объективный дух наде­ляется смыслом Всемирной истории. Философ убежден, что только через эту нравственную тотальность в мир может войти, «вступить», Абсолютный Разум. Смысл этого «вступ­ления» и есть цель истории. Мировая история — это вехи исторического этапа самого мирового Духа. Историцизм Г. Гегеля довел идею спекулятивной философии до своего абсолютного предела и крайности: панлогизма.