logo
философия ответы

§1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы ( Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения)

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и мес­то человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология, рели­гия, философия.

Мифология— форма общественного сознания, миро­воззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие ок­ружающей действительности. Как правило, мифы пытают­ся дать ответ на следующие основные вопросы: происхож­дение Вселенной, Земли и человека, объяснение природ­ных явлений, жизнь, судьба, смерть человека, деятель­ность человека и его достижения, вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются: очеловечивание природы, на­личие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений (реф­лексии), практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.), однообразие мифологических сюжетов.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастически*, сверхъестественных сил, кото­рые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, об­разно-эмоциональная (а не рациональная) форма воспри­ятия действительности.

Основными мировыми религиями являются христи­анство, ислам, буддизм. Крупнейшими и наиболее рас­пространенными в мире национальными религиями яв­ляются синтоизм, индуизм, иудаизм.

Помимо мировоззренческих, религия имеет ряд иных функций; объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей), культурологическую (способствует распространению определённой культуры, влияет на культуру), нравственно-воспитательную (культивиру­ет в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия— особый, научно-теоретический тип ми­ровоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что око основа­но на знании (а не на вере либо вымысле), рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логич­но (имеет внутреннее единство и систему), опирается на четкие понятия и категории. Философия представляет со­бой высший уровень и вид мировоззрения, отличающий­ся рациональностью, системностью, логикой и теоретиче­ской оформленнсстью.

Философия — это теоретический уровень мировоззре­ния. Следовательно, мировоззрение в философии высту­пает в форме знания и носит систематизированный, упо­рядоченный характер.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антро­поцентризм.

- Космоцентризм— философское мировоззрение, в ос­нове которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бес­конечность внешних сил— Космоса и согласно которо­му все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Ин­дии, Древнего Китая, иных стран Востока, а также для Древней Греции).

- Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в ос­нове которого лежит объяснение всего сущего через гос­подство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).

§ 3 – Методы философии

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется фи­лософское исследование) являются:

диалектика, метафизи­ка, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критичес­ки, последовательно, с учетом их внутренних противоре­чий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика— метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не сточки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, са­модвижения, развития), однозначно (ведется поиск абсо­лютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

В истории философии прослеживаются два основных философских метода — диалектика и метафизика. Прин­ципиальные различия между ними можно представить следующим образом: а) диалектика исходит из всеобщей, универсальной взаимосвязи явлений и процессов в окружа­ющем нас мире, метафизика возводит в абсолют автоном­ность, самостоятельность вещей; б) диалектика исходит из принципа развития, качественных изменений явлений и процессов, метафизика сводит все изменения в мире толь­ко к количественным, в) диалектика исходит из внутренней противоречивости, закономерно присущей любому явлению или процессу, метафизика же считает, что внутренние про­тиворечия свойственны только нашему мышлению, но от­нюдь не самой объективной действительности; г) диалекти­ка исходит из того, что именно борьба внутренне присущих явлениям и процессам противоположностей представляет собой главный источник их развития, метафизика же пере­носит этот источник вне исследуемого предмета.

Догматизм— восприятие окружающего мира через призму догм- раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, носящих абсолютный характер. Данный ме­тод был присущ средневековой философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном со­единении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Софистика — метод, основанный на выведении из лож­ных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для прини­мающего данный метод. Софистика имела цель не полу­чения истины, а победы в споре.

Герменевтика — метод правильного прочтения и ис­толкования смысла текстов. Она предполагает «понима­ние», «вживание», «сопереживание», истолкование изуча­емых явлений в качестве моментов целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи. В философской герменевтике человек предстает как существо, бытие ко­торого заключается в понимании.

Одновременно и направлениями в философии, и фило­софскими методами являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определя­ющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод широко распро­странен в США и странах Западной Европы.

Эмпиризм — метод, согласно которому в основе позна­вательного процесса, знания лежит опыт. Рационализм — метод в философии, в силу которого истинное знание мо­жет быть достигнуто только с помощью разума.

§4.- Предмет философии.

Термин «философия» в переводе с древнегрече­ского означает любовь к мудрости.

Слово «философ» впервые употребил греческий ма­тематик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правиль­ному образу жизни. Истолкование и закрепление в ев­ропейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Следует отметить, что именовавши­еся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и вызоды, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели чело­веческого существования. Ценность мудрости усматри­валась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведе­ния и образа жизни.

Философия в своем зарождении мыслилась не как про­стое собрание истины, а как стремление к истине, как иде­альный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.

Возникновение философии в VI в. до н. э. означало по­степенный переход людей к самостоятельному размыш­лению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину и мудрость. Мудрость— это познание самого су­щественного в мире и поэтому самого важного для чело­веческой жизни. Философ стремился познать высшую ис­тину, указывающую правильный путь в жизни. Поэтому важнейшей в философии становится проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством от­дельных изменчивых вещей, стремление открыть перво­причину, которая все порождает и всем управляет в мире. Философия ставит своей целью познание истины, т. е. пер­воначала, вечного и неизменного бытия. Поэтому филосо­фия выступала как «наука о всеобщем, которая исследует сущее само по себе, первые начала и причины» (Аристо­тель). Философия изучают только какую-то часть, сторону мира, и не иссле­дуют общую природу сущего.

Философия— форма духовной деятельности, на­правленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у че­ловечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т. д. Современная философия считает, что для успешного раз­вития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культу­ры, практики и познания, является духовной квинтэссен­цией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс),

В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания, и особую форму общественного со­знания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

Своеобразие философии определяется в следующем: 1) она обладает всеобщностью и предельной абстрактнос­тью; 2) исследует, как изучаются процессы реальной дейс­твительности, является результатом самосознания нзуки и ее предельным основанием; 3) обладает мощной цен­ностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.

Предметом философии называется круг вопросов, ко­торые изучает наука. Общую структуру предмета филосо­фии составляют четыре основных раздела: