logo
философия ответы

38 Философия и. Канта. Основы метафизики и нравственности.

Иммануил Кант (1724-1804) создает трансцендентальную теорию познания и рассматривает ее как раздел фи-. лософсхого знания, основным вопросом которого являют­ся условия достоверности и истинности получаемого в ре­зультате познания знания.

Термин «трансцендентальный», которым И.Кант обозначает свою философию, указывает на то, что существует возможность употребления в познании таких способностей и сил человека, как созерцание (интуиция), рассудок (логика) и разум (идеал), которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого опыта вообще. К таким условиям он отно­сит прежде всего формы чувственности и рассудка. Они потому и доопытны, т. е. априорны, что представляют собой условия, благодаря которым опыт становится возможным, как и самопознание в принципе. Но эти условия — созерцание и рассудок — принадлежат к познавательной способности субъекта.

В работе «Критика чистого разума» И.Кант разъясняет свою позицию в отношении различения видов познания — созерцания и рассудка. Теорию чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к созерца­нию и называет эту познавательную способность эстетичес­кой. «Трансцендентальная эстетика» занимается, следова­тельно, изучением априорных форм чувственности. Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей при­роде антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов— чувствен­ности и рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок— понятийность, мыслимостъ. И здесь кантовский философский стиль приближается к афоризмам: мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.

И.Кант пишет, что над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности всех синтезов рассудка. И если рассудок заполняет содержательно чувственный материал, то разум опирается на сверхчувственные, умо­постигаемые, идеальные содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» — это то, что недоступно нашему созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и оста­ется, таким образом, непознаваемым. К «вещам в себе» И. Кант относит в том числе реальные аспекты интелли­гибельного содержания — Бога, душу и мир как целое, а также человека.

В «Критике чистого разума», наряду с познавательным «Что я могу знать?» И. Кант формулирует и два других важ­нейших вопроса: «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Но если вопрос «Что я могу знать?» замыка­ется теоретической сферой познания, то эти два вопроса определяются практическим опытом.

Теоретический разум имеет дело с природой и тем, что есть, существует. Практический же разум определяет­ся тем, что должно быть. Тем самым уже в этой необыч­ной формулировке модальности долженствования скрыт основной мотив кантовской метафизики нравственности: человек в своем поведении обладает изначальной способ­ностью поступать нравственно.

И. Кант тем самым пытается показать, что требование совести, требование категорического императива осно­вывается на разумности человеческого морального вы­бора— поступать по совести. Именно эта точка отсчета нравственности — голос совести, и есть свобода.

Автономия нравственности заключает в себе возмож­ность позволять человеку действовать разумно, морально и практически выполнять свой долг. И. Кант приходит к вы­воду, что определить свободу можно только практически, поскольку «положительные основания» свободы вообще лежат в границах свободы воли, в способности человека иметь право морального выбора между добром и злом. Эта способность и определяется правом быть ответствен­ным за свои деяния и поступки.