23.Энциклопедичсекая философская система Аристотела
Аристотель учит тому, что, если мы хотим объяснить какое-либо явление, то нельзя ограничиваться только одной - двумя причинами, необходимо выявлять все причины. Поэтому он кладет конец поискам архе. Ведь в любом варианте учения об архе задача познания сводится к поиску только одного из возможных видов причин. При этом Аристотель идет еще дальше. Он выдвигает требование, не просто декларировать некие общие установки (весь мир произошел из огня или воды), а объяснять конкретные вещи, по его терминологии, - сущности. В свою очередь, чтобы понять конкретную вещь (сущность) необходимо найти и указать его ближайшие причины. Тем самым, Аристотель в принципе меняет направление философского поиска: не искать начало всего существующего - архе (огонь, воздух, земля, вода и так далее), а научиться отыскивать и объяснять весь комплекс причин вещи. По сути дела, Аристотель закладывает основы "системного подхода" к объяснению вещей и явлений. Следующим шагом в развитии философской теории Аристотеля было его учение о причинности. Аристотель ставит ряд вопросов: Что такое причины? Как они связаны между собой? Из четырех видов причин (материальная, движущая, формальная, целевая) Аристотель выделяет две главные - материальную и формальную. Он говорит о том, что действующая причина и целевая причина являются, по сути, разновидностями формальной причины. Тогда возникает вопрос: как соотносится формальная и материальная причины? Главная идея Аристотеля здесь состоит в том, что материя и форма соотносительны. То есть, нет как таковых материи и формы. Например, по отношению к кирпичу глина выступает как материя. Но тот же самый кирпич может выступать материей по отношению к зданию, которое сложено из кирпичей. Следовательно, кирпич и форма для глины, и материя для дома. В свою очередь, дом является формой для кирпичей и в то же время - материей для города. Таким образом, возникает иерархия материи и форм. То есть вещь становится формой для более низких материй и, соответственно, сама является материей для более высоких форм. Поскольку это относится к любой вещи, весь мир предстает упорядоченным в виде некой лестницы материй или, одновременно, лестницы форм. Конечно, если бы Аристотель был последовательным, а здесь он явно идет материалистическим путем, он должен был бы сказать, что эта лестница материй и форм должна как угодно высоко продолжаться вверх и вниз.
.
Аристотель, ученый, писатель, философ и педагог А. Македонского, родился в 384 г. д.н.э., в семье врача царя Амины III, правителя Македонии. Энциклопедическая философская система Аристотеля Отец стал первым учителем Аристотеля, но в возрасте пятнадцати лет юноша остается без родителей, обретя приемного отца Проксена. Получив внушительно наследство, Аристотель может позволить себе продолжить образование, с юности приобретя любовь к книгам.
В 17 лет Аристотель поступает в академию Платона, где изучает философию, математику и другие науки. В 349 г. Аристотель становится учителем Александра Македонского, на чем настоял царь Филипп II. В 335 году философ Аристотель возвращается в Афины, дабы открыть там Ликей (прототип лицея в будущем). Свои занятия он проводит, гуляя с учениками под сводами открытой галереи. Из нескольких десятков томов, записываемых на лекциях, до наших дней дошли всего 15.
К этому времени Александр Македонский становится царем, ведет военные действия, не забывая щедро одаривать деньгами своего учителя. Средства, полученные от Александра, Аристотель тратит на науку. Педагог имел смелость весьма жестко критиковать режим Македонского, но молодой царь разрешал своему мудрому учителю многое, что не прощал всем остальным. Так, он казнил племянника Аристотеля, получив донос о его измене.
В 323 году царь Александр погибает, отчего к власти приходят ярые оппоненты Македонского строя. Это приводит к аресту Аристотеля, которого обвинили в «нечестности». Но философу удается бежать из Афин, покидая которые, он сказал, что не позволит позорить философию. Энциклопедическая философская система Аристотеля Спустя несколько месяцев после побега, Аристотель скончается, оставив после себя огромный вклад с будущую науку. На момент смерти Аристотелю было 62 года.
До нас дошло достаточно много его трудов: «Физика», «Этика», «О душе», «Риторика» и др. Все работы Аристотеля можно разделить на несколько групп: физически группы, логические, этические, политические и биологические трактаты. Кроме того, его труды повлияли на становление мусульманской философии.
Средневековые ученые, боготворя Аристотеля, в своих поисках всегда «оглядывались» на труды этого философа. Есть у Аристотеля и более радикальные труды, затрагивающие второстепенную роль в обществе для женщин, а также естественность рабства. Начиная с 18-го века, интерес в личности Аристотеля уменьшился, но его достижения в понимание мира и философии не забыты до сих пор.
Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.
- §1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы ( Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения)
- §5 Основной вопрос философии
- § 16 Основные этапы развития античной философии
- 17.Милетская школа
- 18.Пифагор и пифагореизм
- 19. Гераклит как основоположник античной диалектики
- § 20 Атомистическое учение Демокрита
- 21.Сократ, его философия , жизнь и смерть.
- § 23 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение
- 22.Объективный идеализм философии Платона
- 23.Энциклопедичсекая философская система Аристотела
- 24.Эпикур и его философское учение
- § 27 Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии
- 32. Общая характеристика Философии Возрождения.
- § 32 Основные идеи философии эпохи возрождения
- 33. Зарождение философии нового времени ее связь с научной революцией 17 в
- 35.Декарт родоначальник дуализма
- 36.Французские материалисты. Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций
- 37.Классическая немецкая философия
- 38 Философия и. Канта. Основы метафизики и нравственности.
- § 39 Система и метод в философии Гегеля
- 40.Марксистская филососфия.
- Позитивизм
- 43. Экзистенциализм
- 44.Неотомизм
- 45. Прагматизм
- § 46 Особенности развития русской философии
- 48Философия в России 18в первой половине 19в
- 49.Философия Соловьева
- 50.Философия Бердяева
- 51.Русская философия в 20веке
- 52.Онтология как отрасль филососфского знания.
- 53.Понятие бытия. Основыне виы бытия. Понятие бытия, его аспекты и основные формы
- 55 Вопрос.
- § 57 Пространство и время как атрибутивные свойства материи
- 58. Развитие как вид движения. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию
- § 59 Принципы диалектики
- 60.Понятие закона. Основные законы диалектики
- 61 Категории диалектики
- 62.Гносеология как учение о познании
- 63.Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
- 64Чувственное и рациональное познание
- 65.Проблема истины в философии и науке.
- 66.Абсолютная и относительная истина
- 67.Научное познание его методы и формы
- 68.Философская антропология.
- 69.Человек как предмет философского исследования. Проблема человека в истории философии
- 70.Природное и социальное в человеке. Природное и социальное в человеке
- § 71 Человек. Индивид. Личность. Потребности и качества личности
- 72.Роль социальной и культурной среды в формировании личности
- 73.Социальная философия – философское учение об обществе.
- 74Общество и его структура.
- 75.Формационная и цивилизационная концепция общественного развития
- 76.Взаимодействие общества и природы.
- § 77 Глобальные проблемы современности