logo
философия ответы

§5 Основной вопрос философии

Под основными вопросами философии обычно имеются в виду те вопросы, от решения которых пре­жде всего зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между со­бой в системной связи в современном философском зна­нии, являются следующие:

Основным вопросом в философии традиционно считает­ся вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса в том, что от его достовер­ного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В свя­зи этим существуют две стороны основного вопроса фило­софии— онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении пробле­мы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны ос новкого вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направле­ния— соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Материализм (так называемая «линия Демокрита»)—направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является мате­рия. Достоинство материализма — опора на науку, в особен­ности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материа­листов. Слабая сторона материализма — недостаточное объ­яснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Идеализм («линия Платона») — направление, сторон­ники которого 8 отношениях материи и сознания первич­ным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделя­ются два направления: объективный идеализм (Платон и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Гносеологическая сторона основного вопроса фило­софии представлена эмпиризмом (сенсуализмом) и ра­ционализмом.

Основателем эмпиризма является Френсис Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

Основоположником рационализма считается Рене Де­карт. Основная идея рационализма в том, что истинное (до­стоверное) знание может быть выведено только непосредс­твенно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется иррацио­нализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам, мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следователь­но, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия «гностицизм» и «агностицизм».

Представители гностицизма считают, что мир познаваем, возможности познания не ограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются аг­ностики: мир непознаваем, возможности познания ог­раничены познавательными возможностями человечес­кого разума.

В настоящее время основной вопрос философии не ре­шен и фактически является извечной (неразрешенной) фи­лософской проблемой.