§ 39 Система и метод в философии Гегеля
Гегелевский вариант идеализма считается самой сложной философской системой XIX в. Это объясняется тем, что он развивается в замкнутом мире абстрактных построений. Г.Гегель (1770-1831) стал той путеводной звездой, которая логически определила ход и развитие всего XX в. в его основных социально-политических и этических тенденциях и катаклизмах. Очень важна та критика, которая сегодня сопровождает гегелевское «философское послание», беспристрастное и жесткое переосмысление его наследия.
Идеализм Г.Гегеля основывается на методе диалектики, который диаметрально противоположен трансцендентальному методу. Диалектика Г.Гегеля явилась радикальным отрицанием «конечной» характеристики границ познания и опыта. Радикальность его подхода выражается в утверждении познавательной роли созерцающего рассудка. Он не ограничивает человеческий разум рассудочностью и наделяет его опытной интеллектуальной интуицией, что открывает еще большую возможность абсолютизировать разум.
Развитие субъективности в качестве принципа абсолютного самосознания определяется Г. Гегелем как круговое вращение или спиралевидное движение с триадическими периодами: как логика бытия, как логика сущности и как логика понятия. Г. Гегель объявляет свою «Науку логики» (1812-1816) как метафизику Абсолюта, называя ее «чистой спекулятивной философией». Он предлагает миру своз понимание логики. Только диалектическую логику Г. Гегель признает в качестве объективной логики, она тождественна учению о бытии сущности. Логика превращается в раздел метафизики и диалектическую систему теоретического знания.
В «логической систематизации» всей философии вообще определяется смысл гегелевского принципа субъективности, на основе которого он совершает абсолютизацию немецкого идеализма: в мире господствует Абсолютная Идея, мировой Дух, который в своем поступательном саморазвертывании порождает окружающую действительность. Философ на основе триады «тезис-антитезис-синтез» выстраивает жестко иерархированную цепь развития категорий, каждая из которых есть определенная ступень на пути восхождения к Абсолюту: бытие-ничто-становление; качество-количество-мера; всеобщее-особенное-единичное.
По Г.Гегелю, каждое движение в своей сути уже содержит внутри себя определенную цель— самоосознать себя, свой собственный путь. Поэтому разумным предстает все развитие в системе Г.Гегеля, ибо оно— действительно. В лаконичной формулировке «Философии права» (1812) «все разумное— действительно, а действительное разумно».
Объективный Дух — это уже «зеркальная» сфера реализации свободного человеческого духа. Гегель проецирует весь процесс развития субъективности Духа на область его объективации. Объективный дух раскрывает себя не в персональной свободе, а только тотальной: он совершает отрицание по отношению к рассудочной стороне субъективности. В мире, где он «правит», он устанавливает нормы нравственности и морали. И государство, и общество, и семья — все есть потенциальное присутствие Бога.
Нравственность у Г. Гегеля является разумной — зло и несовершенство мира субъективно, поэтому оно должно быть преодолено волею, имеющей основание в воле Бога. Все предстает как необходимость.
Достигая вершины «свободы», объективный дух наделяется смыслом Всемирной истории. Философ убежден, что только через эту нравственную тотальность в мир может войти, «вступить», Абсолютный Разум. Смысл этого «вступления» и есть цель истории. Мировая история — это вехи исторического этапа самого мирового Духа. Историцизм Г. Гегеля довел идею спекулятивной философии до своего абсолютного предела и крайности: панлогизма.
- §1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы ( Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения)
- §5 Основной вопрос философии
- § 16 Основные этапы развития античной философии
- 17.Милетская школа
- 18.Пифагор и пифагореизм
- 19. Гераклит как основоположник античной диалектики
- § 20 Атомистическое учение Демокрита
- 21.Сократ, его философия , жизнь и смерть.
- § 23 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение
- 22.Объективный идеализм философии Платона
- 23.Энциклопедичсекая философская система Аристотела
- 24.Эпикур и его философское учение
- § 27 Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии
- 32. Общая характеристика Философии Возрождения.
- § 32 Основные идеи философии эпохи возрождения
- 33. Зарождение философии нового времени ее связь с научной революцией 17 в
- 35.Декарт родоначальник дуализма
- 36.Французские материалисты. Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций
- 37.Классическая немецкая философия
- 38 Философия и. Канта. Основы метафизики и нравственности.
- § 39 Система и метод в философии Гегеля
- 40.Марксистская филососфия.
- Позитивизм
- 43. Экзистенциализм
- 44.Неотомизм
- 45. Прагматизм
- § 46 Особенности развития русской философии
- 48Философия в России 18в первой половине 19в
- 49.Философия Соловьева
- 50.Философия Бердяева
- 51.Русская философия в 20веке
- 52.Онтология как отрасль филососфского знания.
- 53.Понятие бытия. Основыне виы бытия. Понятие бытия, его аспекты и основные формы
- 55 Вопрос.
- § 57 Пространство и время как атрибутивные свойства материи
- 58. Развитие как вид движения. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию
- § 59 Принципы диалектики
- 60.Понятие закона. Основные законы диалектики
- 61 Категории диалектики
- 62.Гносеология как учение о познании
- 63.Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
- 64Чувственное и рациональное познание
- 65.Проблема истины в философии и науке.
- 66.Абсолютная и относительная истина
- 67.Научное познание его методы и формы
- 68.Философская антропология.
- 69.Человек как предмет философского исследования. Проблема человека в истории философии
- 70.Природное и социальное в человеке. Природное и социальное в человеке
- § 71 Человек. Индивид. Личность. Потребности и качества личности
- 72.Роль социальной и культурной среды в формировании личности
- 73.Социальная философия – философское учение об обществе.
- 74Общество и его структура.
- 75.Формационная и цивилизационная концепция общественного развития
- 76.Взаимодействие общества и природы.
- § 77 Глобальные проблемы современности