50.Философия Бердяева
Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в.
Сам Бердяев определял свою философию как “философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта, является результатом экстериоризации его личного состояния: “Я не верю в прочность так называемого “объективного” мира, мира природы и истории... существует лишь объективация реальности, порожденная известной направленностью духа”. Это не означает того, что Бердяев был солипсистом, утверждал, что окружающий мир — это лишь комплекс элементов, созданных воображением субъекта. Природа, в которой царствует необходимость и подавляется свобода, где личное, особенное поглощено всеобщим, была порождена злом, грехом. Некоторые исследователи считают, что Бердяев — “один из родоначальников философии экзистенциализма. По его мнению, бытие не является первичным, оно — лишь характеристика “существования” — процесса творческой индивидуальной жизни духа.
Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.
Бердяев выделяет два вида свободы: первичная иррациональная свобода, свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога, что в результате приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет; и “вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.
Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, спиритуалистическая, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте, по природе своей являющемся интуицией.
Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. В своем развитии человечество прошло несколько этапов понимания истории. Раннее понимание истории было характерно для греческой философии, осознававшей себя в неразрывной связи с обществом и природой и рассматривавшей движение истории как круговорот. Затем, с возникновением принципа историзма в западноевропейской философии Возрождения и особенно Просвещения появляется новое толкование истории как поступательного развития. Ее наивысшее выражение — “экономический материализм” Маркса. На самом же деле, по мнению Бердяева, существует особое духовное бытие истории, и чтобы его понять, необходимо “постигнуть это историческое, как... до глубины мою историю, как до глубины мою судьбу. Я должен поставить себя в историческую судьбу и историческую судьбу в свою собственную человеческую глубину”.
Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.
Широко известную книгу “Смысл истории” Бердяев написал в 1936 г. В ней он подчеркивает, что хотя творческий период истории вновь начинается после эпохи потрясений, его лозунгом становится освобождение творческих сил человека, т. е. акцент ставится не на божественное, а на чисто человеческое творчество. Однако человек, отвергая высокий принцип божественного, подвергается опасности нового рабства, на этот раз в лице “экономического социализма”, утверждающего принудительное служение личности обществу во имя удовлетворения материальных потребностей. Единственная разновидность социализма, которую может принять Бердяев, — это “персоналистический социализм”, признающий высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни.
Свои размышления о судьбе России и ее месте в историческом процессе Бердяев изложил в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”, опубликованной в 1937 г. Россия по своему географическому и духовному положению находится между Востоком и Западом, и русскому менталитету свойственно совмещение противоположных начал: деспотии и анархии, национализма и универсального духа, склонной к “всечеловечности”, сострадательность и склонность причинять страдания. Но самой характерной его чертой является идея мессианства, поиска истинного божьего царства, обусловленные принадлежностью к православию. Бердяев выделяет пять периодов в истории России, или “пять Россий”: “Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую советскую Россию, где победил специфический, русский коммунизм, обусловленный особенностями русского национального характера.
Среди философов русского зарубежья творчество Бердяева было самым значимым, он внес самый весомый вклад в развитие онтологии и гносеологии, философской антропологии и этики.
- §1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы ( Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения)
- §5 Основной вопрос философии
- § 16 Основные этапы развития античной философии
- 17.Милетская школа
- 18.Пифагор и пифагореизм
- 19. Гераклит как основоположник античной диалектики
- § 20 Атомистическое учение Демокрита
- 21.Сократ, его философия , жизнь и смерть.
- § 23 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение
- 22.Объективный идеализм философии Платона
- 23.Энциклопедичсекая философская система Аристотела
- 24.Эпикур и его философское учение
- § 27 Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии
- 32. Общая характеристика Философии Возрождения.
- § 32 Основные идеи философии эпохи возрождения
- 33. Зарождение философии нового времени ее связь с научной революцией 17 в
- 35.Декарт родоначальник дуализма
- 36.Французские материалисты. Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций
- 37.Классическая немецкая философия
- 38 Философия и. Канта. Основы метафизики и нравственности.
- § 39 Система и метод в философии Гегеля
- 40.Марксистская филососфия.
- Позитивизм
- 43. Экзистенциализм
- 44.Неотомизм
- 45. Прагматизм
- § 46 Особенности развития русской философии
- 48Философия в России 18в первой половине 19в
- 49.Философия Соловьева
- 50.Философия Бердяева
- 51.Русская философия в 20веке
- 52.Онтология как отрасль филососфского знания.
- 53.Понятие бытия. Основыне виы бытия. Понятие бытия, его аспекты и основные формы
- 55 Вопрос.
- § 57 Пространство и время как атрибутивные свойства материи
- 58. Развитие как вид движения. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию
- § 59 Принципы диалектики
- 60.Понятие закона. Основные законы диалектики
- 61 Категории диалектики
- 62.Гносеология как учение о познании
- 63.Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
- 64Чувственное и рациональное познание
- 65.Проблема истины в философии и науке.
- 66.Абсолютная и относительная истина
- 67.Научное познание его методы и формы
- 68.Философская антропология.
- 69.Человек как предмет философского исследования. Проблема человека в истории философии
- 70.Природное и социальное в человеке. Природное и социальное в человеке
- § 71 Человек. Индивид. Личность. Потребности и качества личности
- 72.Роль социальной и культурной среды в формировании личности
- 73.Социальная философия – философское учение об обществе.
- 74Общество и его структура.
- 75.Формационная и цивилизационная концепция общественного развития
- 76.Взаимодействие общества и природы.
- § 77 Глобальные проблемы современности