69.Человек как предмет философского исследования. Проблема человека в истории философии
Изменение условий функционирования современного общества ставит в приоритетный ряд научных исследований изучение роли человеческого фактора. В настоящее время считается общепризнанным факт усиления значимости личности, выступающей как главный источник социального прогресса, субъектом которого является активно действующий, созидающий человек.
Вслед за Сократом, в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Религиозные мыслители занимались глубокими научно-философскими исследованиями человека, пытаясь объяснить непонятные и удивительные его свойства, как например, Аврелий Августин (Августин, 2002). Данная тема получила развитие в философскойгерменевтике (греч. hermeneutike – искусство толкования) ХХ столетия. Её представители немецкие философы Вильгельм Дильтей (1833-1911 гг.) и Ганс-Георг Гадамер (1900-2002 гг.) предлагали различные способы понимания человеческих смыслов: вживание, вчувствование, конструирование межличностных ситуаций, то есть попытка встать в позицию другого человека, думать его головой, понять его через эпоху или культуру (Дильтей, 2000; Гадамер, 1998).
В современной философской антропологии существуют два пути исследования человека: * естественнонаучный – исследовательская позиция предполагает уверенность в том, что человек способен познать сам себя, опираясь на наблюдение, эксперимент и опыт. Человек рассматривается как конечная вещь, предмет с устойчивой структурой. Данный подход распространился в среде естественных наук. Философия пользуется данным подходом, однако учитывает его недостаточность для решения собственных задач; * гуманитарный, предполагающий, что «человек – это тайна». Данный подход возникает в середине XIX в. как новое понимание человека и возможностей его изучения. В ХХ веке он становится лейтмотивом экзистенциализма. Например, испанский философ Xoce Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) утверждал, что человек – необычный предмет познания, отличающийся от всех других природных тел. Он индивидуален, многолик и находится в постоянном изменении. Человека, в отличии от остальных явлений природы, невозможно изучать обычными средствами, такими как объяснение, классификация и подведением под известные причинно-следственные связи (Ортега-и-Гассет, 1991).
Подводя итоги изучения философских концепций человека, следует отметить, что человек являлся предметом философского познания, начиная с построения самых древних философских систем и таковым он остаётся и до сих пор. В современной философии также существуют, сохранились и развиваются различные философские концепции человека. В 1990-е гг. в отечественной философской литературе появляются более широкие, целостные концепции человека. Проблема человека в истории философии
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако, чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития.
Анимизм (от лат. anima, animas — дух, душа) — совокупность фантастических представлений о наличии души как независимого начала у человека, животных, растений и других предметов.
Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. Но важно заметить, что только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы. В этом пафос Упанишад.
Наряду с учением Конфуция и его последователей, в древнекитайской философии следует отметить и другое направление — даосизм. Основателем его считается Лсю-цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т.е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.
Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Если религиозная философия средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека, она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но несмотря на пантеизм, философы делают своим знаменем не его, а человека. Вся философия оказывается проникнутой пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.
- §1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы ( Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения)
- §5 Основной вопрос философии
- § 16 Основные этапы развития античной философии
- 17.Милетская школа
- 18.Пифагор и пифагореизм
- 19. Гераклит как основоположник античной диалектики
- § 20 Атомистическое учение Демокрита
- 21.Сократ, его философия , жизнь и смерть.
- § 23 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение
- 22.Объективный идеализм философии Платона
- 23.Энциклопедичсекая философская система Аристотела
- 24.Эпикур и его философское учение
- § 27 Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии
- 32. Общая характеристика Философии Возрождения.
- § 32 Основные идеи философии эпохи возрождения
- 33. Зарождение философии нового времени ее связь с научной революцией 17 в
- 35.Декарт родоначальник дуализма
- 36.Французские материалисты. Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций
- 37.Классическая немецкая философия
- 38 Философия и. Канта. Основы метафизики и нравственности.
- § 39 Система и метод в философии Гегеля
- 40.Марксистская филососфия.
- Позитивизм
- 43. Экзистенциализм
- 44.Неотомизм
- 45. Прагматизм
- § 46 Особенности развития русской философии
- 48Философия в России 18в первой половине 19в
- 49.Философия Соловьева
- 50.Философия Бердяева
- 51.Русская философия в 20веке
- 52.Онтология как отрасль филососфского знания.
- 53.Понятие бытия. Основыне виы бытия. Понятие бытия, его аспекты и основные формы
- 55 Вопрос.
- § 57 Пространство и время как атрибутивные свойства материи
- 58. Развитие как вид движения. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию
- § 59 Принципы диалектики
- 60.Понятие закона. Основные законы диалектики
- 61 Категории диалектики
- 62.Гносеология как учение о познании
- 63.Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
- 64Чувственное и рациональное познание
- 65.Проблема истины в философии и науке.
- 66.Абсолютная и относительная истина
- 67.Научное познание его методы и формы
- 68.Философская антропология.
- 69.Человек как предмет философского исследования. Проблема человека в истории философии
- 70.Природное и социальное в человеке. Природное и социальное в человеке
- § 71 Человек. Индивид. Личность. Потребности и качества личности
- 72.Роль социальной и культурной среды в формировании личности
- 73.Социальная философия – философское учение об обществе.
- 74Общество и его структура.
- 75.Формационная и цивилизационная концепция общественного развития
- 76.Взаимодействие общества и природы.
- § 77 Глобальные проблемы современности