logo search
Философия 1 курс ФБФО СПБГАСУ

28. Процесс познания и проблема истины.

Многообразие видов познавательных способностей всегда соответствует характеру познавательной деятельности (познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и пр.).

СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ:

чувственное познание: зрение (цвет, яркость, форма), слух (громкость, высота звука), обоняние (хим.примеси воздуха), осязание (t, давление, упругость), вкус (хим. состав пищи);

1-ощущение (отдельное св-во, полученное отдельными органами чувств);

2-восприятие (целостный образ предмета, сформ. мозгом. ощущенияот предмета);

3-представение (образ по памяти, сформ раннее (образ предмета/вещи)).

рациональное (логическое) познание: обобщенное, абстрактное опосредованное отражение действительности.

1-понятие(форма мышления, в которой отражен наиболее общие, необходимые св-ва, признаки реальных вещей);

2-суждение(связь понятий, наличие или отсутствие этого признака);

3-умозаключение(вывод из каких-либо посылок).

вывод:чувств.познание-первый необход. ур-нь познания (отражает внешн.стороны явл)

рациональное познание-сущность явл., законы и др. могут быть только с помощью лог.мышления (конечная цель назнач.-истина)

В поиске истины идеалом является всесторонность познавательного процесса.

Истина многомерна, и чувственна, и понятийна, и практична. «Нужно выучиться представлять себе предметы,— писал П.А. Флоренский,— сразу со всех сторон, как знает наше сознание». Насыщенная многими измерениями истина теряет односторонность, сухость, нежизненность.

можно констатировать: истина — это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.

Герменевты считают истиной удачный контакт вещи с человеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герменевты самим вещам (сравните: истинный друг).

Постмодернисты относятся к проблеме истины без почтения. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понимается как чувства, значение внешнего мира в качестве критерия истины фактически опровергается.