28. Процесс познания и проблема истины.
Многообразие видов познавательных способностей всегда соответствует характеру познавательной деятельности (познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и пр.).
СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ:
чувственное познание: зрение (цвет, яркость, форма), слух (громкость, высота звука), обоняние (хим.примеси воздуха), осязание (t, давление, упругость), вкус (хим. состав пищи);
1-ощущение (отдельное св-во, полученное отдельными органами чувств);
2-восприятие (целостный образ предмета, сформ. мозгом. ощущенияот предмета);
3-представение (образ по памяти, сформ раннее (образ предмета/вещи)).
рациональное (логическое) познание: обобщенное, абстрактное опосредованное отражение действительности.
1-понятие(форма мышления, в которой отражен наиболее общие, необходимые св-ва, признаки реальных вещей);
2-суждение(связь понятий, наличие или отсутствие этого признака);
3-умозаключение(вывод из каких-либо посылок).
вывод:чувств.познание-первый необход. ур-нь познания (отражает внешн.стороны явл)
рациональное познание-сущность явл., законы и др. могут быть только с помощью лог.мышления (конечная цель назнач.-истина)
В поиске истины идеалом является всесторонность познавательного процесса.
Истина многомерна, и чувственна, и понятийна, и практична. «Нужно выучиться представлять себе предметы,— писал П.А. Флоренский,— сразу со всех сторон, как знает наше сознание». Насыщенная многими измерениями истина теряет односторонность, сухость, нежизненность.
можно констатировать: истина — это разносторонняя интерпретация, которая поставляет нам сведения (знания) о мире.
Герменевты считают истиной удачный контакт вещи с человеком, вещь открывается, и происходит слияние горизонтов вещи и человека. Аналитики приписывают признак истинности суждениям, герменевты самим вещам (сравните: истинный друг).
Постмодернисты относятся к проблеме истины без почтения. Любой текст имеет у них много смыслов, а смысл понимается как чувства, значение внешнего мира в качестве критерия истины фактически опровергается.
- 1. Философия как мировоззрение. Предмет философии, специфика философских проблем, структура и функции философии, ее отношение к религии и науке.
- 2. Предпосылки возникновения философии в древней Греции. Ранние греческие философы о первоначале бытия (Милетская школа, Пифагор)
- 3. Стихийная диалектика Гераклит.
- 4. Элейская школа о бытии, множественности и движении (Парменид и Зенон).
- 5. Атомизм Демокрита, проблема причинности, необходимости и случайности.
- 6. Софисты и Сократ: поворот к проблеме человека, метод Сократа
- 7. Идеализм Платона: идеи и вещи, процесс познания.
- 8. Идеальное государство Платона.
- 9. Аристотель о первых началах и причинах бытия. Его учение о познании.
- 10. Скептицизм, стоицизм и эпикурейство об идеале счастливой жизни и путях его достижения.
- 11. Средневековая философия и ее основные проблемы: Бог и мир, разум и вера. Фома Аквинский.
- 12. Гуманистическая концепция человека в философии Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского.
- 13.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм ф. Бэкона. Рационализм Декарта.
- 14.Спиноза о субстанции, свободе и необходимости.
- 15. Линия сенсуализма в теории познания Нового времени (Локка, Беркли, Юм).
- 16. Философия французского Просвещения (деизм, особенности материализма).
- 17. Французские просветители о человеке, обществе, государстве
- 18. Кант о процессе познания и его границах (априоризм)
- 19. Этика категорического императива Канта.
- 20. Философская система Гегеля и ее диалектика
- 21. Философское учение Маркса: материализм и диалектика в понимании природы и общества.
- 22. Иррационализм Шопенгауэра.
- 23. Философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм в философии 19 – 20 веков и проблема человека.
- 25. Позитивизм и неопозитивизм в современной философии. Философия науки.
- 26. Философское понимание сущности бытия и его основных характеристик.
- 27. Философия о сущности сознания.
- 28. Процесс познания и проблема истины.
- 29.Научное познание: структура, формы, методы.
- 30.Проблема закономерности в историческом процессе.
- 31. Природа и общество. Этапы их взаимодействия.
- 32. Философия о сущности человека. Человек и общество.
- 33. Наука в современном обществе. Наука, техника, технология и общественный прогресс.
- 34. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.