logo search
ФИЛОСОФИЯ (1) (2)

28.Научная теория, её структура и функции; роль в экономическомпознании.

Наука делится на 2 уровня: эмпирический (практика, оперирование абстрактными объектами) и теоретический (идеальные объекты). Между уровнями нет логического перехода, в них используются разные языки и категории. Методы эмпирического уровня- сравнение, описание, классификация, эксперимент, систематизация и идеализация. Формы эмпирич.уровня- факт, эмпирический закон и эмпирич.теория. Формы и методы теоретического уровня: теоретический закон, проблема, гипотеза, сама теория.

Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.  Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д. Обозначим основные черты научной теории: 1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом. 2. Теорию характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития. 3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов. 4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием. 5. Все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы. Структура научной теории:

  1. основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики);

  2. законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы

  3. узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории;

  4. идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.

Высокая роль и растущее значение науки в жизни современного общества, с одной стороны, а с другой - опасные негативные социальные следствия бездумности, а порой и откровенно преступного использования достижений науки повышают в наши дни требования к нравственным качествам ученых, к этической, если ставить вопрос шире, стороне научной деятельности. Глобальные проблемы современности, - экологическая в особенности, да и не только она, - говорят о том, что от людей науки, да и от всех людей вообще требуется ныне по-новому, с повышенной требовательностью подходить к оценке и нашей познавательной, и нашей практической деятельности.