18)Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
Ренессанс — эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.
Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в.
Ренессанс использует неоплатонизм для развития философской мысли. От античного неоплатонизма он перенял эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма унаследовано понимание человека как духовной личности.
Натурфилософия — это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.
Цели натурфилософии:
— обобщение и объединение общего знания о природе;
— выяснение основных естественно-научных понятий;
— познание связей и закономерностей явлений природы.
Натурфилософия Ренессанса носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.
Шекспир – реальный представитель позднего Возрождения. Вильям Шекспир, признанный в течение двух последних веков величайшим гением литератур Запада, — драматург эпохи английского Возрождения. В первый период творчества Шекспира трактуется главная идея эпохи Возрождения – достижение гармонии и гуманистических идеалов. Второй период творчества Шекспира посвящен преимущественно трагедии. Здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые, трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Характеры остаются необычайно многогранными и психологически объёмными.
Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей. Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития. Протестантизм возник в XVI в., в эпоху Реформации .
Реформация была первой решительной битвой в борьбе европейской буржуазии против феодализма, первым актом буржуазной революции в Европе. Протестанты объединили религию и бизнес.
- 2)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3)Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 4)Формы идеализма. Объективный идеализм. Субъективный идеализм. Дж. Беркли.
- 5)Основные интеллектуальные достижения античной философии. Досократики и сократики. Наивный материализм. Стихийная диалектика.
- 6)Милетская школа.
- 7)Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8)Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9)Сократ и афинская школа.
- 10)Платон. Идеи и вещи. «Каверна» Платона.
- 11)Аристотель. Критика Платона. Гилеморфизм. Форма форм. Парадокс «неподвижного перводвигателя».
- 12)Основные интеллектуальные достижения Средневековой философии. Господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Парадокс «всемогущества Бога».
- 13)Августин Блаженный.
- О благодати
- О свободе и божественном предопределении
- Добро и зло
- Истина и достоверное знание
- Познание
- 14)Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 5 Доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
- 15)Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16)Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17)Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18)Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19)Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Дэвид Юм
- 20)Ф. Бэкон. Сенсуализм. Понятие материи как бесконечной совокупности вещей. Метафизика и механицизм. Индуктивный метод.
- 4 Тезиса (основа для всех естественных наук):
- 21)Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма.
- 22)Р. Декарт. Дуализм. Принцип сомнения. Рационализм. Концепция «врожденных идей». Дедуктивный метод.
- 23)Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24)Французский материализм XVIII в. Просвещение. Атеизм. Диалектика движения. Трактовка сознания.
- 25)Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26)И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 28) Л. Фейербах. Критика Гегеля. Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29)Основные направления и проблематика современной философии.
- 30)Теория и практика марксизма. Диамат и истмат. Достижения и противоречия.
- 31)Позитивизм и философия частных наук. Неопозитивизм. Постпозитивизм. Философия языка. Л. Витгенштейн. Достижения и противоречия.
- 32)Экзистенциализм и современное искусство. Светский и религиозный экзистенциализм. Достижения и противоречия.
- 33)Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.
- 34) Материя как проблема. Определения материи в истории философии (античные материалисты, ф. Бэкон, в.И. Ленин).
- 35)Материя как субстанция. Атрибуты материи. Пространство и время. Теория относительности а. Эйнштейна.
- 36) Единый закономерный мировой процесс. Формы материи и их соотношение.
- 37. Социальная форма материи (фм). Проблема появления человека. Антропологический принцип в физике.
- 38. Сущность сознания. Свойства сознания. Проблема идеального (и. Кант, к. Маркс).
- 39)Сознание как свойство человека. Психика и ее структура.
- 40)Сознание как свойство материи. Отражение и его формы.
- 41) Основные понятия социальной философии. Общественное бытие и общественное сознание. Материалистические и идеалистическое понимание истории.
- 42) Сущностные силы человека. Труд, общение, сознание. Способности и потребности.
- «Теория локальных цивилизаций»
- 45) Теория «локальных цивилизаций». Н.Я. Данилевский, о. Шпенглер и а.Дж. Тойнби.
- 46. Глобально-цивилизационный подход. П.А. Сорокин, к. Ясперс, ф. Бродель, л.Н. Гумилев
- 52) Культурно-цивилизационные проблемы во взглядах современных либералов и социал-демократов.