1. Нормальная и экстраординарная наука
Вопрос о научном знании как динамическом процессе, а следовательно, и проблема изменения и роста этого знания, более конкретно ставится и решается Томасом Куном. В своей концепции философии и методологии науки Т. Кун рассматривает развитие научного знания как процесс, в котором постоянно сменяют друг друга два основных состояния науки, которые он называет нормальной наукой и экстраординарной наукой. Эти два основных этапа в развитии составляют, соответственно, два главных элемента структуры науки как непрерывного динамического процесса.
Нормальная наука, по Т. Куну, представляет собой совокупность важнейших научных достижений, которые не просто признаны научным сообществом, но рассматриваются и принимаются им в качестве основы своей деятельности. Для обозначения нормальной науки Т. Кун вводит понятие «парадигма» (от греч. Paradigma — пример, образец).
Парадигма представляет собой совокупность теоретических, методологических, технических и ценностных установок, образующих основу научных исследований, проводимых в данный исторический момент. Сам Т. Кун дает следующее определение: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Примерами или образцами нормальной науки или парадигмы являются, например, евклидова геометрия, классическая механика, теория относительности, квантовая механика, Дарвиновская эволюционная теория и т. д. Парадигмальная форма существования науки, т. е. так называемая нормальная наука, выражает и обозначает собой именно эволюционный период в развитии научного знания. Дело в том, что в течение этого периода существующая парадигма не претерпевает никаких изменений. Напротив, ученые, как полагает Т. Кун, и как мы увидим дальше, на этом этапе готовы «встать стеной» на ее защиту.
Как я уже отметил, Т. Кун рассматривает парадигму как основание или модель постановки и решения проблем, которые он называет задачами-головоломками. Однако рано или поздно научное сообщество неизбежно сталкивается с новыми задачами-головоломками, решение которых невозможно на базе существующей парадигмы. Подобные, так называемые аномальные, задачи-головоломки постепенно накапливаются, пока в конце концов не вызовут кризисную ситуацию в соответствующей науке. Эта кризисная ситуация может быть разрешена только с помощью и на базе новой парадигмы. Именно таким путем, т. е. путем смены парадигм и происходит развитие научного знания.
Кризисную ситуацию в науке вместе с ее разрешением с помощью новой парадигмы Т. Кун называет экстраординарной наукой. То есть данным термином он обозначает революционный период в развитии науки или, иначе говоря, научную революцию.
- Аль-Ани н. М.
- Глава 1. Философский образ науки
- 1. Наука как вид деятельности
- 2. Наука как социальный институт
- 3. Наука как сфера культуры. Проблема двух культур
- Глава 2. Методология науки как важнейший раздел философии науки
- 1. Взаимоотношение науки и философии
- 2. Методология науки и методы научного познания
- Глава 3. Структура научного познания
- 1. Две ступени познания
- 2. Два уровня научного знания
- Глава 4. Функции научного знания
- 1. Описание, объяснение и предвидение как функции научного знания
- 2. Структура объяснения
- 3. Структура предвидения
- Глава 5. Обоснованность научного знания
- 1. Индуктивный и дедуктивный методы обоснования научного знания
- 2. Марксистский подход к обоснованию научного знания. Принцип практики
- 3. Позитивистский подход к обоснованию научного знания. Принцип верифицируемости
- 4. Постпозитивитский подход к обоснованию научного знания. Принцип фальсифицируемости
- Глава 6. Научное знание как динамический процесс
- 1. Нормальная и экстраординарная наука
- 2. Научно-исследовательская программа
- 3. Принципы теоретической устойчивости и пролиферации
- 4. Эпистемологическая модель роста научного знания
- 5. Научная традиция и научная новация
- Глава 7. Идеал научности. Класический и неклассический типы научной рациональности
- 1. Классическая парадигма идеала научности
- 2. Неклассическая (современная) парадигма идеала научности
- 3. Классический и не классический типы научной Рациональности
- Глава 8. История науки как методологическая проблема
- 1. Презентизм и антикваризм
- 2. Экстернализм и интернализм
- 3. Кумулятивизм
- 4. Дискретная модель роста и реконструкции научного знания
- 5. «Кейс стадис»
- Глава 9. Нормы научной деятельности и этика науки
- 1. Формирование понятия «ответственность» и роль современного научно-технического прогресса в обогащении его содержания
- 2. Профессиональная ответственность в науке
- 3. Социальная оценка науки. Социальная ответственность субъекта научной деятельности
- Литература