logo
Аль Ани Намир Махди - Методология и философия науки (2 изд)

4. Дискретная модель роста и реконструкции научного знания

Революционная или дискретная модель реконструкции научного знания и его развития делает акцент именно на том, что полностью отрицается кумулятивной моделью, т. е. на прерывности, дискретности указанного процесса. А. Койре был одним из первых, кто разработал концепцию некумулятивного, а точнее революционного, развития научного знания. В своем основном произведении «Этюды о Галилее» (1939) он подверг серьезной критике позитивистскую историографию науки вообще и позитивистскую концепцию кумулятивного развития научного знания в частности. Согласно точке зрения А. Койре, развитие научного знания происходит путем научных революций, которые он понимает как прерывность в данном процессе.

Революционная модель реконструкции и развития научного знания, согласно которой это развитие принимает скачкообразный характер, получает дальнейшее обоснование в книге Т. Куна «Структура научных революций». Однако Т. Кун не смог, как мы могли убедиться ранее, в надлежащей форме решить проблему перехода от «нормальной науки» к «науке экстраординарной», и потому вопрос об источнике и причинах научных революций остался у него, по сути дела, открытым. В отличие от него К. Поппер придает процессу развития научного знания перманентно-революционный характер, в результате чего лишает его кумулятивного, непрерывного элемента. Поэтому можно сказать, что для позиции К. Поппера по данному вопросу характерен абстрактный антикумулятивизм.