logo
Аль Ани Намир Махди - Методология и философия науки (2 изд)

Глава 9. Нормы научной деятельности и этика науки

Хотя оценочное или, точнее сказать, ценностное отношение к науке, к научно-познавательной деятельности имело место почти с самого момента зарождения науки, оно стало предметом осмысленного и глубокого анализа лишь в самое последнее время. Раньше оно носило скорее подспудный и, в общем и целом, неосознанный характер, а немногие попытки его более или менее глубокого осмысления, предпринятые такими мыслителями, как Ф. Бэкон, Ж. Ж. Руссо, К. Маркс и др., оставались исключением из общего правила. Вопрос о ценностной природе науки, о ее значении, месте и роли в жизни — как отдельного индивида, так и человечества в целом — стал весьма актуальным или, как принято теперь говорить, «судьбоносным» только на современном этапе научно-технического прогресса, когда наглядно обнаружилась его потенциальная разрушительная мощь. Поэтому неудивительно, что данный вопрос и тесно связанная с ним проблема ответственности в научной деятельности оказались в центре внимания философии науки в последние десятилетия минувшего столетия.