3. Позитивистский подход к обоснованию научного знания. Принцип верифицируемости
Совсем другой подход к решению проблемы обоснованности научного знания мы находим в позитивизме вообще и в неопозитивизме в частности. Как уже было отмечено, еще основоположник позитивизма О. Конт свел научное знание в его основаниях именно к опыту, к эмпирическим данным. Поэтому любое теоретическое положение может быть признано достоверным только в том случае, если его удастся непосредственно свести, либо к данным опыта, либо к другим положениям, которые, в свою очередь, можно прямо редуцировать к этим данным. На основе данной установки впоследствии был разработан неопозитивистский критерий научности — принцип верификации (от лат. Verus — истинный, подлинный и Facio — делать: делаю истинным, подтверждаю).
Принцип верификации был разработан и предложен прямыми наследниками махизма и основным ядром логического позитивизма — так называемым Венским кружком, т. е. группой философов и ученых, объединившихся на базе семинара, организованного в 1922 году при кафедре индуктивных наук Венского университета профессором Морицом Шликом (1882–1936), куда изначально входило двадцать человек, в том числе сам Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Фридрих Вайсман, Герберт Фейгль, Отто Нейрат, Курт Гёдель и другие. Согласно данному принципу, достоверность научного знания может быть установлена лишь опытным путем, а точнее, путем его редукции к элементам нашего опыта, к нашим ощущениям, т. е. к так называемому непосредственно данному.
Принцип верификации или верифицируемости устанавливает два взаимосвязанных способа проверки и обоснования научного знания. Первый способ — это так называемая прямая верифицируемость, которая заключается в сведении научных положений непосредственно к данным «чистого опыта». Это так называемый «прямой» и самый простой путь установления достоверности данных положений. Второй способ — это опосредствованная или косвенная верифицируемость, которая состоит в логическом сведении проверяемых научных положений к другим, прямо верифицируемым положениям. Прямо верифицируемые положения составляют то, что логические позитивисты называют протокольными предложениями. Следовательно, протокольные предложения фиксируют эмпирические данные как конечную основу научного знания. Говоря иначе, именно протокольные предложения и образуют в логической структуре науки ее эмпирический базис. Вот, собственно, почему они могут наряду с непосредственно данным служить критерием истинности или, точнее сказать, достоверности наших научных представлений, обоснованности научного знания.
В свете этого можно сказать, что принцип верифицируемости понимает критерий научности, а стало быть, и обоснованности научного знания как сводимость научных положений либо непосредственно к «чистому опыту», либо к протокольным предложениям.
- Аль-Ани н. М.
- Глава 1. Философский образ науки
- 1. Наука как вид деятельности
- 2. Наука как социальный институт
- 3. Наука как сфера культуры. Проблема двух культур
- Глава 2. Методология науки как важнейший раздел философии науки
- 1. Взаимоотношение науки и философии
- 2. Методология науки и методы научного познания
- Глава 3. Структура научного познания
- 1. Две ступени познания
- 2. Два уровня научного знания
- Глава 4. Функции научного знания
- 1. Описание, объяснение и предвидение как функции научного знания
- 2. Структура объяснения
- 3. Структура предвидения
- Глава 5. Обоснованность научного знания
- 1. Индуктивный и дедуктивный методы обоснования научного знания
- 2. Марксистский подход к обоснованию научного знания. Принцип практики
- 3. Позитивистский подход к обоснованию научного знания. Принцип верифицируемости
- 4. Постпозитивитский подход к обоснованию научного знания. Принцип фальсифицируемости
- Глава 6. Научное знание как динамический процесс
- 1. Нормальная и экстраординарная наука
- 2. Научно-исследовательская программа
- 3. Принципы теоретической устойчивости и пролиферации
- 4. Эпистемологическая модель роста научного знания
- 5. Научная традиция и научная новация
- Глава 7. Идеал научности. Класический и неклассический типы научной рациональности
- 1. Классическая парадигма идеала научности
- 2. Неклассическая (современная) парадигма идеала научности
- 3. Классический и не классический типы научной Рациональности
- Глава 8. История науки как методологическая проблема
- 1. Презентизм и антикваризм
- 2. Экстернализм и интернализм
- 3. Кумулятивизм
- 4. Дискретная модель роста и реконструкции научного знания
- 5. «Кейс стадис»
- Глава 9. Нормы научной деятельности и этика науки
- 1. Формирование понятия «ответственность» и роль современного научно-технического прогресса в обогащении его содержания
- 2. Профессиональная ответственность в науке
- 3. Социальная оценка науки. Социальная ответственность субъекта научной деятельности
- Литература