38 Философия и. Канта. Основы метафизики и нравственности.
Иммануил Кант (1724-1804) создает трансцендентальную теорию познания и рассматривает ее как раздел фи-. лософсхого знания, основным вопросом которого являются условия достоверности и истинности получаемого в результате познания знания.
Термин «трансцендентальный», которым И.Кант обозначает свою философию, указывает на то, что существует возможность употребления в познании таких способностей и сил человека, как созерцание (интуиция), рассудок (логика) и разум (идеал), которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого опыта вообще. К таким условиям он относит прежде всего формы чувственности и рассудка. Они потому и доопытны, т. е. априорны, что представляют собой условия, благодаря которым опыт становится возможным, как и самопознание в принципе. Но эти условия — созерцание и рассудок — принадлежат к познавательной способности субъекта.
В работе «Критика чистого разума» И.Кант разъясняет свою позицию в отношении различения видов познания — созерцания и рассудка. Теорию чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к созерцанию и называет эту познавательную способность эстетической. «Трансцендентальная эстетика» занимается, следовательно, изучением априорных форм чувственности. Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов— чувственности и рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок— понятийность, мыслимостъ. И здесь кантовский философский стиль приближается к афоризмам: мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
И.Кант пишет, что над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности всех синтезов рассудка. И если рассудок заполняет содержательно чувственный материал, то разум опирается на сверхчувственные, умопостигаемые, идеальные содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» — это то, что недоступно нашему созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и остается, таким образом, непознаваемым. К «вещам в себе» И. Кант относит в том числе реальные аспекты интеллигибельного содержания — Бога, душу и мир как целое, а также человека.
В «Критике чистого разума», наряду с познавательным «Что я могу знать?» И. Кант формулирует и два других важнейших вопроса: «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?». Но если вопрос «Что я могу знать?» замыкается теоретической сферой познания, то эти два вопроса определяются практическим опытом.
Теоретический разум имеет дело с природой и тем, что есть, существует. Практический же разум определяется тем, что должно быть. Тем самым уже в этой необычной формулировке модальности долженствования скрыт основной мотив кантовской метафизики нравственности: человек в своем поведении обладает изначальной способностью поступать нравственно.
И. Кант тем самым пытается показать, что требование совести, требование категорического императива основывается на разумности человеческого морального выбора— поступать по совести. Именно эта точка отсчета нравственности — голос совести, и есть свобода.
Автономия нравственности заключает в себе возможность позволять человеку действовать разумно, морально и практически выполнять свой долг. И. Кант приходит к выводу, что определить свободу можно только практически, поскольку «положительные основания» свободы вообще лежат в границах свободы воли, в способности человека иметь право морального выбора между добром и злом. Эта способность и определяется правом быть ответственным за свои деяния и поступки.
- §1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы ( Мифология, религия и философия как основные формы мировоззрения)
- §5 Основной вопрос философии
- § 16 Основные этапы развития античной философии
- 17.Милетская школа
- 18.Пифагор и пифагореизм
- 19. Гераклит как основоположник античной диалектики
- § 20 Атомистическое учение Демокрита
- 21.Сократ, его философия , жизнь и смерть.
- § 23 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение
- 22.Объективный идеализм философии Платона
- 23.Энциклопедичсекая философская система Аристотела
- 24.Эпикур и его философское учение
- § 27 Сущность и основные этапы развития христианской средневековой философии
- 32. Общая характеристика Философии Возрождения.
- § 32 Основные идеи философии эпохи возрождения
- 33. Зарождение философии нового времени ее связь с научной революцией 17 в
- 35.Декарт родоначальник дуализма
- 36.Французские материалисты. Дидро, Гольбах, Ламетри, Гельвеций
- 37.Классическая немецкая философия
- 38 Философия и. Канта. Основы метафизики и нравственности.
- § 39 Система и метод в философии Гегеля
- 40.Марксистская филососфия.
- Позитивизм
- 43. Экзистенциализм
- 44.Неотомизм
- 45. Прагматизм
- § 46 Особенности развития русской философии
- 48Философия в России 18в первой половине 19в
- 49.Философия Соловьева
- 50.Философия Бердяева
- 51.Русская философия в 20веке
- 52.Онтология как отрасль филососфского знания.
- 53.Понятие бытия. Основыне виы бытия. Понятие бытия, его аспекты и основные формы
- 55 Вопрос.
- § 57 Пространство и время как атрибутивные свойства материи
- 58. Развитие как вид движения. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию
- § 59 Принципы диалектики
- 60.Понятие закона. Основные законы диалектики
- 61 Категории диалектики
- 62.Гносеология как учение о познании
- 63.Виды познавательной деятельности: обыденно-практическая, мифическая, религиозная, философская, художественная, научная.
- 64Чувственное и рациональное познание
- 65.Проблема истины в философии и науке.
- 66.Абсолютная и относительная истина
- 67.Научное познание его методы и формы
- 68.Философская антропология.
- 69.Человек как предмет философского исследования. Проблема человека в истории философии
- 70.Природное и социальное в человеке. Природное и социальное в человеке
- § 71 Человек. Индивид. Личность. Потребности и качества личности
- 72.Роль социальной и культурной среды в формировании личности
- 73.Социальная философия – философское учение об обществе.
- 74Общество и его структура.
- 75.Формационная и цивилизационная концепция общественного развития
- 76.Взаимодействие общества и природы.
- § 77 Глобальные проблемы современности