logo search
Философия 1 курс ФБФО СПБГАСУ

9. Аристотель о первых началах и причинах бытия. Его учение о познании.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Считает путем к истинному знанию логический метод.

ПРИЧИНЫ БЫТИЯ: По Аристотелю, бытие -это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

• не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

•существуют только единичные и конкретно определенные веши;

•данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неделимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не "идея дома", и т. д.;

•индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: •все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;•изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;•реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;•потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; •высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ: В своей гносеологии Аристотель восстанавливает в правах эмпирическое познание. Если нет чувственного восприятия, то отсутствует и какое-нибудь знание, которое невозможно приобрести. Всякое познание начинается с чувственного восприятия, на основе чувственного восприятия возникает опыт, как некоторый ряд воспоминаний об одном и том же предмете, что и дает основание говорить, что чувственное восприятие – это знание индивидуального. Но это только первая ступень познания.

Следующая ступень познания, это ступень искусства (технэ). На этой ступени познания возникает знание общего и причин, но, однако, не первопричин и сущего. Такое знание появляется лишь на следующей ступени.

Следующая ступень познания – это ступень наук и философии, высшей из всех наук, которая собственно и занимается исследованием первопричин и сущего.

Знание общего не появляется из знания единичного, но может быть выявлено на основе такого знания. Знание общего уже присутствует в душе как возможность, которая может быть актуализирована, как посредством чувственных восприятий, так и активностью самого разума.

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: •внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях"; •дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; •выделил 10 философских категорий; •дал определение бытия через категории; •определил сущность материи; •выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; •внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).

ИГ АРИСТОТЕЛЯ: Аристотель выделяет шесть типов государства:

монархия;

• тирания;

аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, являетсяполития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).