Глава 3. История русской философии.
Философская мысль народов России, являясь составной частью всемирного философского процесса, прошла длительный путь формирования и развития. В целом русская философия повторяет основные этапы развития мировой философии. Однако русская философия достаточно специфична, что определяется характером тех объективных условий, в которых она проходила свое становление:
народы России на мировую историческую арену вышли с некоторым запозданием и в разное время; следовательно, они оказались на разных уровнях как в сравнении с мировой культурой, так и между собой;
в силу многих исторических факторов (различные религиозные ориентации и др.) связи с центрами мировой культуры и цивилизации были весьма специфичными;
интегрирующим фактором философской мысли народов России стала русская философия.
Русская философия – сложное, многоплановое уникальное явление. В ее развитии условно можно выделить четыре периода:
первый период – X - XVII вв. (философия русского средневековья);
второй период – середина XVII в. - первая четверть XIX в. (философия эпохи русского Просвещения);
третий период – философская мысль XIX - начала XX вв.
четвертый период - с 1917 г. (советский период русской философии).
Каждый период характеризуется определенными особенностями, зависящими от конкретно-исторических объективных и субъективных условий.
3.1. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Период зарождения древнерусской философии относится к X-XIII вв. Этот период соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания.
Среди факторов, оказавших значительное влияние на формирование философской мысли в России выделяют:
Тотемистический характер воззрения древних славян (период язычества, преклонение предков различным богам).
Развитие культуры, связанное с появлением славянской письменности – глаголицы (XIII в.).
Официальное принятие на Руси христианства (Х в.).
Влияние на духовную жизнь древнеславянских народов философских идей византийских богословов IV в. (Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назианзина).
Значительное влияние на формирование русской философии оказало учение последнего классика византийской патристики Иоанна Дамаскина (675 – 749 гг.), который попытался выразить свое понимание философии. Философия - есть постижение сущего, познание вещей божественных и человеческих, помышление о смерти, уподобление Богу, искусство искусства и наука наук, любовь к мудрости.
Влияние светской литературы (болгарский «Изборник» (1073 г.), «Хроника» византийского писателя XI в. Георгия Амартола, морально-назидательные сочинения – «Флорилегии» – в частности, «Пчела», впервые появившиеся в России в домонгольскую эпоху).
Характерные черты ранней русской философии:
подверженность религиозному влиянию, особенно православному и языческому;
большая роль проблем морали и нравственности;
широкое распространение в массах, доступность простому народу;
художественное творчество, литературная критика, искусство – как специфическая форма выражения философских мыслей;
целостность, стремление философов заниматься не отдельными проблемами, а всем комплексом актуальных проблем;
конкретность.
Предметом русской философии этого периода выступали проблемы человека, его морали и нравственности, социальной справедливости, вопросы власти, государственного устройства, идеального общества, проблема выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом, ее будущего.
Среди тех, кто стоял у истоков русской философии, был выдающийся церковный деятель и политик, законодатель, литератор, проповедник и философ Илларион – киевский митрополит в 1051 – 1054 гг.
Основное произведение Иллариона «Слово о законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси. Автор демонстрирует блестящее знание Ветхого и Нового заветов, исторической и богословской литературы. С помощью метода символического толкования Ветхого завета он построил богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой процесс торжества Божественного света (т. е. Христа, называемого Благодатью и Истиной) над тьмой язычества.
Илларион говорит о Руси как о носительнице воинской славы, мужества и храбрости, а о русских князьях – как о великих патриотах. Будущее Русского государства им представлялось довольно оптимистичным: христианство, принятое на Руси, означало ее свободное развитие.
Практичность и историзм выдвигаются на первый план в древнерусском летописании «Повести временных лет» Нестора – монаха Киево-Печерского монастыря. Сама летопись не является философским произведением, она - есть погодовая хроника, регистрирующая наиболее значимые события. Однако для объяснения смысла описываемых событий автор обращается к божественному провидению, апеллируя к таким моральным категориям, как добро (божественное провидение), зло (дьявольское искушение), награда, наказание и др.
Нестор создает своеобразную теологию морали, рассматривая божественную волю, ее проявления в истории как фактор поучающий, способствующий очищению от греховности, открывающий путь в «жизнь вечную».
В другой своей работе «Житие Феодосия Печерского» Нестор отмечает, что одним из наиболее надежных путей к спасению древнерусского сознания является монашеский путь.
Примером философской традиции, связанной с вынесением на первый план практичности, является «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053 – 1125 гг.). «Поучение» - своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, чести, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы. Мономах стремится утвердить мысль о постоянном участии Бога в человеческих делах, о его особом отношении к человеку как избранному творению. Этика Владимира Мономаха тесно связана с экономикой и политикой. К разряду этических норм относятся: «Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его», «паче же всего гордость не имейте в сердце своем и уме», «не ленитесь», «лжи остерегайтесь и пьянства, и блуда», «чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел».
В «Поучении» преобладает нравственный аспект, ориентированный на доказательство в форме настоятельной рекомендации, «указания». Автор стремится создать целостный образ человека, разумно строящего свою индивидуальную жизнь, жизнь своего дома, своей семьи.
Мономах утверждал, что в человеке есть вечная субстанция – душа. «Душа своя мне дороже всего света сего», - отмечал он. Это противопоставление души и мира явилось своеобразным полюсом русской философской мысли последующих веков.
Как главная тема философии, проблемы разума, познания, нашли свое отражение в основном произведении Климента Смолятича – «Послание пресвитеру Фоме».
Филипп Пустынник в произведении «Плач» затрагивает проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Таким образом, главным итогом развития древнерусской философии оказалась выработка принципиально новых, по сравнению с дохристианскими, представлений о мире как творении бога, о человеческой истории как арене борьбы благодати и дьявольских козней, о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души. Это обеспечило возможность восприятия новых тенденций в философии периода перехода от культуры древнерусской к русской средневековой культуре.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Со второй половины XI в. на Руси развивается православно-церковная идеология. Эта идеология была пронизана аскетизмом и мистикой.
Русская философия XII-XVII вв. приходится на период борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига, становления и развития центрального Русского государства (Московской Руси).
Основными темами русской философии средневековья были: сохранение русской духовности, христианство, борьба за освобождение русских земель, устройство государства, проблемы познания.
Сильное влияние на русскую мысль этого периода оказал исихазм (от греч. «исихия» – безмолвие). Исихазм – религиозное движение, которое включало в себя монашескую практику безмолвной молитвы, учение о взаимодействии Бога и мира. В общем плане – это учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца» слезами и через сосредоточение сознания в себе самом. Источник идей исихазма находился в Византии в монастырях Афона. Именно из Афона вышли крупнейшие идеологи исихазма Симеон Новый Богослов (949 – 1022 гг.), Григорий Синаит (умер в 1346 г.), Григорий Палама (1296 – 1359 гг.).
Одним из наиболее известных представителей русской исихастской традиции является Нил Сорский (1433-1508 гг.) – мыслитель, церковный и общественный деятель, глава нестяжателей. Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и закрепления крестьян за монастырями. Церковь, по их мнению, не должна вмешиваться в дела светской власти. Нил Сорский выступал за реформы церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближение церкви к народу.
Непосредственно к нестяжателям примыкал знаменитый Максим Грек (1475-1556 гг.) - албанский грек, приехавший в Россию из Италии в 1518 г. Он обличал образ жизни монахов, отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость. В качестве моральной альтернативы жизни монахов Максим Грек выдвигал учение о четырех добродетелях: мужестве, целомудрии, надежде и любви. В философском аспекте значительный интерес представляет его учение о мужестве, которое он связывал со свободой выбора, основанного на вере.
К середине XVI в. нестяжательство фактически сошло на нет. Социально-экономическая и политическая обстановка Руси XV – XVI вв., противоречия, имеющие место в церкви, способствовали появлению еще одного течения – иосифлянства. Основатель движения Иосиф Волоцкий (1439 – 1515 гг.) – игумен Волоколамского монастыря. Он активно выступал против секуляризации монастырских земель, отстаивал право монастырей на крупное землевладение и имущество, стремился к введению в монастырях строгого устава общежития. Иосиф и его последователи сначала ставили духовную власть выше светской, утверждая, что только сильная церковь в состоянии выполнить Божественные предначертания. Однако в последующем Иосиф стал высказываться за сильную княжескую власть, утверждая при этом, что царская власть – это власть от Бога. Он также принял активное участие в борьбе с ересью, став одним из ведущих идеологов этой борьбы.
В конце XV – начале XVI вв. сформировалась еще одна концепция «политической философии». Главной целью ее было возвеличивание московских государей. Игумен Псковского Елизаровского монастыря Филофей (XVI в.), занимаясь вопросами христианского богословия, изложил теорию светской власти, высшим назначением которой является сохранение единства православного христианства. В своих сочинениях он отстаивает идею преемственности христианства по линии Рим – Константинополь - Москва, развивает теорию о Москве как о Третьем Риме, хранительнице православия.
Впоследствии многие идеи учения Филофея были восприняты Иваном Грозным, царем Алексеем Михайловичем и нашли отражение в трудах И.С. Пересветова. Он придерживался идеи сильной самодержавной власти, придавал огромное значение философской «мудрости» и книгам, которыми должен руководствоваться монарх.
Яркими представителями философской мысли средневековой Руси были Сергий Радонежский (XVI в.) и Андрей Курбский (1528 - 1583 гг.).
Сергий Радонежский – философ-богослов, основными идеалами которого были: сила и могущество Российского государства, универсальность и справедливость христианства, консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига.
Андрей Курбский был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным.
Таким образом, возникновение и становление древнерусской философии тесно связано с крещением Руси. Опираясь на философскую традицию Византии – прямой наследницы греческой античности, философия русского средневековья имела свое лицо и явилась той основой, на которой выросли философские системы XVII – XIX веков.
- Основы философии
- Основы философии
- Введение.
- Глава 1.
- Философия как особая сфера духовной жизни.
- Тестовые задания
- Глава 2.
- 2.1. Становление философии. Античная философия и философия средневековья.
- Глава 3. История русской философии.
- 3.2. Русская философия XVII - XIX веков.
- 3.3. Русская религиозная философия конца XIX – начала XX вв.
- 3.4. Советский период отечественной философии
- Тестовые задания
- Глава 4. Современная научная картина мира.
- 4.I. Современная научная картина мира - целостный образ мироздания.
- 4.2. Учение о бытии.
- Тестовые задания
- Глава 5. Философское понятие материи.
- 5.1. Современная наука об организации и свойствах материи.
- 5.2. Движение как атрибут материи.
- 5.3. Пространство и время.
- Тестовые задания
- Глава 6. Сознание, самосознание и личность.
- 6.1. Предпосылки возникновения сознания. Идеальное и материальное.
- 6.2. Структура и функции сознания. Роль сознания в военном деле.
- Тестовые задания
- Глава 7. Диалектика как учение о универсальных связях и развитии.
- Глава 8. Познание как отражение действительности
- 8.1. Философия о сущности, структуре, возможностях и границах научного познания.
- 8.3. Практика как способ познания и отношения к миру.
- Объект и субъект практики.
- Тестовые задания
- Глава 9 Методы научного познания. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование.
- 9.1. Эмпирические исследования в сфере
- 9.2.Специфика теоретического познания
- Тестовые задания
- Контрольные вопросы
- Глава 10 формы научного познания.
- 10.1.Факты - необходимое условие научного исследования
- 10.2. Проблема как этап научного исследования
- 10.3. Гипотеза как структурный элемент научной теории
- 10.4. Теория как целостная система достоверного
- Тестовые задания
- Литература
- Оглавление