logo search
итог

5. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре

Все многообразие человеческого знания м. условно разделить на знание «практическое» и знание «теор-ое». Первое подразумевает некоторое умение, навык обращения с вещами и, =>, предполагает активное, деятельностное участие со стор. чел-а. Второе, напротив, представляется знанием о вещах без непосредств. обращения к ним, порожденное только разумом. Исторически практическое знание развивается раньше теор-ого. В отличие от практического, теор. знание до определ. поры не явл-ся абсолютно необходимым для чел-а. Антич.философами впервые были продемонстрированы образ­цы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отно­шения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта.. Предпосылки становления теоретического знания.

1)Миф — не только сказание, преда­ние или легенда, но еще и способ ориентации чел-а в мире, это особый тип мышления. В рез-те его «строятся» мифопоэтические модели мира, в кот-ых четко прослеживается, что чел-к еще не выделил себя из окр. среды — природной и соц-ой, а логическое мышление не было еще отделено от эмоциональной сферы.

2) Культурный переворот кот-ый произо­шел в Др. Греции в 8-6 вв. до н.э. Хозяйственную и полит. жизнь античного полиса пронизывает дух соревнования, кон­куренции. Причем этот дух присущ чаще всего формам деятельности, лишенным утилитарного значения. В это время в социуме стали сти­мулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деят-ти были практически бесполезны. Стимулиру­ются публичные споры, что способствовало развитию критичности, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практи­ческих, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая».

(примеры мир бесконечно делим (Анаксагор), мир делится на части до определенного предела (атомистика Демокрита и Эпикура) или мир вообще неделим (бытие едино и недели­мо — элеаты).

Основные заслуги античной культуры: 1) Систематизация математического знания, полученного в древних цивилизациях. Примеры 1) Фалесу, одному из ран­них древнегреческих философов, приписывается доказательство тео­ремы о равенстве углов основания равнобедренного треугольника. 2) Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Пифагорейцы считали числовые отношения ключом к пониманию мироустройства. 2)Разработка теоретических знаний механики. Разработка Архимедом начал статики и гидроста­тики (развитая им теория центра тяжести, теория рычага., открытие основного закона гидростатики и разработка проблем устойчивости и равновесия плавающих тел и т.д.). 3) Именно в рамках полисной формы социального устройства стало возможным выделение особого сословия свободных людей, перед которыми не стояла необходимость добывать средства к существованию и которые имели досуг для занятий умозрением.

В этих, на первый взгляд весьма экзотичес­ких рассуждениях были поставлены проблемы, к которым потом, на протяжении более двух тысячелетий, не раз возвращалась философ­ская и научная мысль