logo search
ФИЛОСОФИЯ (1) (2)

48. Современная западная иррационалистическая философия: экзистенционализм и фрейдизм. Экзистенциализм. Его основные разновидности

Основателем считают датского философа С. Кьеркегора. В его творчестве тема человеческой личности выдвигается на первый план. Человек у Кьеркегора становится сложнейшей проблемой, его существование или экзистенция – загадкой, тайной. Что же порождает философию экзистенциализма? Интерес к человеку в постоянно усложняющемся мире, все менее понятном и все более враждебном, закономерен. В философии сохранялась господствующая позиция веры в разум. Философ пытается предложить совершенно иной, диаметрально противоположный, по сути, путь философской мысли. Он избирает первой и главной целью своих нападок не кого-нибудь, а Гегеля. Кьеркегор же считает: чем меньше я мыслю, тем больше я существую, ощущая свое существование наиболее отчетливо в критические моменты жизни, когда возникает проблема выбора, ситуация “или-или”. Проблема выбора – ядро философии существования, родоначальником, который и был С. Кьеркегор. Этот философ создал, по сути, новый тип изложения философских идей. У него нет стройных, логически последовательных трактатов.

На Западе широкая известность экзистенциализма связана с именами М. Хайдеггера, К. Ясперса, а также Ж. –П. Сартра и А. Камю. Различают атеистический и религиозный экзистенциализм. Представителями атеистического направления философии экзистенциализма являются Хайдеггер и Камю. Экзистенциализм завоевывает умы все новых и новых поколений.

К. Ясперс: На первый план выходит вопрос: можно ли преодолеть те катаклизмы, которые постигли европейскую цивилизацию в 20 веке? Какие духовные ориентиры остаются у человека? Как обрести их в столь непростом современном мире? Философ размышляет над истоками и природой тоталитарных режимов в России, Италии, Испании. Он приходит к выводу, что тоталитаризм свидетельствует о кризисе европейского и мирового исторического развития, выражением чего и стала утрата современным человеком жизненных ориентиров. Одним из вариантов выхода К. Ясперс видит в обращении к гуманистическим традициям прошлого и религии. Возникающий и постоянно углубляющийся кризис – следствие, по мнению философа, краха христианского гуманизма, оказавшегося несостоятельным в современном “техническом мире”. Но есть и специфика в учении К. Ясперса. Она связана с тем, что мыслитель предлагает как вариант выхода из возникшей ситуации, обозначаемая философом как “философская вера”. Она отличается от религиозной, ибо должна стать значимой для всех людей, а не только для верующих. Философ признает, что деление всех на верующих и неверующих препятствует взаимопониманию и в конечном итоге вредит, прежде всего, христианам, рождая фанатизм и нетерпимость. Философская вера, в понимании К. Ясперса, находится как бы на границе между религией и научным знанием.

Прошлое должно дать ответ на вопрос о том, как возникло настоящее, куда идет современное человечество, точнее, какие возможности для развития еще остались. К. Ясперс подчеркивает: человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, несмотря на то, что некоторые факты говорят об обратном. Возникает вопрос: возможна ли вера, которая объединила бы различные регионы планеты, людей разного вероисповедания, разных культур? Такую веру не может дать ни одна из мировых религий. Разделение людей по религиозному признаку – один из источников взаимонепонимания и раздора. Людей может объединить лишь философская вера, общая для всего человечества.

“Осевая эпоха” – время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, вытеснившей мифологическое сознание.

ФРЕЙДИЗМ - общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения - у Фрейда, стремления к самоутверждению - у Ф. Адлера)

Фрейд практиковал как врач-психиатр и сталкивался с лечением больных неврозами, занимался поисками эффективных методов для их устранения. В итоге пришел к выводу, что неосуществленные желания и неудовлетворенные влечения тесно связаны с признаками истерии и неврастении у больного. Ученый меняет метод гипноза при лечении неврозов, как не дающий положительных результатов, на метод свободных ассоциаций толкования снов. Именно последние стали главными в теории и практике психоанализа.

Главный вклад Фрейда в теорию психоанализа – открытие, что психика человека состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного.

Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

Сознательное осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

Предсознательное находится все же ближе к бессознательному. Бессознательное играет определенную роль в психике человека и объединяет в себе все остальные элементы. Понятие о бессознательном вытекает из учения о вытесненном. Все вытесненное из психики есть бессознательное, но не все бессознательное вытеснено — так считает великий теоретик и практик психоанализа.

В ходе развития своей теории психоанализа Фрейд совершенствует представление о структуре психики личности. Последняя является совокупностью трех элементов — «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здесь «Оно» это бессознательное глубинное начало, на поверхности которого находится «Я». «Я» становится связью между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» тоже происходит дифференциация: появляется так называемое «Сверх-Я» или «Идеал-Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» друг с другом как две противоположности.

Причина неврастенического состояния — конфликт между «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

Человек, по Фрейду, обладает двумя главными инстинктами: «самосохранения» и «размножения». В процессе развития цивилизации инстинкт самосохранения становится не столь важным, и на первый план выступает инстинкт размножения — «либидо». В результате «либидо» возникают такие человеческие качества, как жестокость, доходящая до агрессивности, лидерство, стремление господствовать, подавлять других людей.

В последние годы жизни З. Фрейд занимался вопросами культуры, общественной жизни и места в ней человека. Наряду с биологическими желаниями ученый рассматривает и социальные. Либидо становится синонимом не только физической любви, но и дружбы, родительской любви и даже патриотизма. В этот период основными движущими силами развития природы и общества являются два начала — «Эрос» (позывы жизни) и «Танатос» (позывы смерти). В общественной жизни под «Сверх-Я» понимается совокупность «Я» отдельных личностей — членов общества. Противоречия между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» также являются источником развития культуры. Культура же, в свою очередь, становится причиной неврозов. Люди испытывают страх перед достижениями цивилизации, так как эти достижения могут быть использованы не в лучших целях. С другой стороны, культура защищает человека от воздействия извне.

Если человек выбирает удовольствия в ущерб культуре, он остается без опоры в жизни и может умереть; если же он предпочитает культуру, то подвергается неврозам. Определиться с выбором человеку помогает примиряющее «Сверх-Я», являющееся в лице сильных личностей, вождей.