4. Элейская школа о бытии, множественности и движении (Парменид и Зенон).
Элеаты – последователи элейсой школы (6-5 в. до н.э.). Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из допущения движения и множества).
Элейская школа впервые противопоставила мышление чувственному восприятию, отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственность бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Элейская школа впервые в истории философии выдвинула понятие единого бытия и сделала его основой философствования. Это единое бытие понимается Элейской школой как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее какую-либо множественность вещей и их движение.
изучали: -проблемы познания; раздел. чувственного и духовного(высшее) познания; монизм-выведение множ. явлений из единого первоначала; первоначало-идея
Парменид (540-480 гг. до н. э.) — самая яркая фигура среди элеатов. Он утверждал: «движения нет, небытия нет, существует только бытие». Уничтожение, движение, изменение — не по истине, а лишь по мнению. Бытие едино, немножественно. Парменид представлял его как шар, в котором всё одно суть. Он провел четкую грань между мышлением и чувственным опытом, познанием и оценкой.
Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок: 1)Есть только бытие, небытия нет; 2)Существует не только бытие, но и небытие; 3)Бытие и небытие тождественны. Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого.
Основные идеи элейской школы были доведены Парменидом до полного развития. Ученикам, его, Зенону (около 490–430 гг.) и Мелиссу (около 485–425 гг.), оставалось только защищать его теорию от возражений, делаемых людьми, держащимися обыкновенных понятий о вещах, и подыскивать новые аргументы. Трудясь в этом направлении, они писали прозой. Диалектические приемы, которые у Парменида были облечены в поэтическую форму, получили в их трактатах более полную техническую разработку.
- 1. Философия как мировоззрение. Предмет философии, специфика философских проблем, структура и функции философии, ее отношение к религии и науке.
- 2. Предпосылки возникновения философии в древней Греции. Ранние греческие философы о первоначале бытия (Милетская школа, Пифагор)
- 3. Стихийная диалектика Гераклит.
- 4. Элейская школа о бытии, множественности и движении (Парменид и Зенон).
- 5. Атомизм Демокрита, проблема причинности, необходимости и случайности.
- 6. Софисты и Сократ: поворот к проблеме человека, метод Сократа
- 7. Идеализм Платона: идеи и вещи, процесс познания.
- 8. Идеальное государство Платона.
- 9. Аристотель о первых началах и причинах бытия. Его учение о познании.
- 10. Скептицизм, стоицизм и эпикурейство об идеале счастливой жизни и путях его достижения.
- 11. Средневековая философия и ее основные проблемы: Бог и мир, разум и вера. Фома Аквинский.
- 12. Гуманистическая концепция человека в философии Возрождения. Пантеизм Николая Кузанского.
- 13.Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм ф. Бэкона. Рационализм Декарта.
- 14.Спиноза о субстанции, свободе и необходимости.
- 15. Линия сенсуализма в теории познания Нового времени (Локка, Беркли, Юм).
- 16. Философия французского Просвещения (деизм, особенности материализма).
- 17. Французские просветители о человеке, обществе, государстве
- 18. Кант о процессе познания и его границах (априоризм)
- 19. Этика категорического императива Канта.
- 20. Философская система Гегеля и ее диалектика
- 21. Философское учение Маркса: материализм и диалектика в понимании природы и общества.
- 22. Иррационализм Шопенгауэра.
- 23. Философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм в философии 19 – 20 веков и проблема человека.
- 25. Позитивизм и неопозитивизм в современной философии. Философия науки.
- 26. Философское понимание сущности бытия и его основных характеристик.
- 27. Философия о сущности сознания.
- 28. Процесс познания и проблема истины.
- 29.Научное познание: структура, формы, методы.
- 30.Проблема закономерности в историческом процессе.
- 31. Природа и общество. Этапы их взаимодействия.
- 32. Философия о сущности человека. Человек и общество.
- 33. Наука в современном обществе. Наука, техника, технология и общественный прогресс.
- 34. Глобальные проблемы современной цивилизации и пути их решения.