logo
filosofia_4

16.Объективный идеализм Платона.

Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427–347 гг. до н. э.), учение которого – первая в истории философии форма объективного идеализма. Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей – миру идей. Земные, материальные, несовершенные, преходящие предметы – лишь тусклый отблеск, тень мира идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа. Учеником Сократа был Платон (V–IV вв. до н.э.). Платон – выдающийся философ Древней Греции, основатель собственной философской школы – Академии (IV в. до н.э. – VI в. н.э.), основоположник идеалистического направления в философии. Он первый, кто оставил после себя ряд серьезных произведений: «Апология Сократа», «Государство», «Кратил», «Законы» и др. Бытие для Платона – идеальное, бестелесное образование. Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи, они истинны, вечны, постоянны. Любая существующая вещь является лишь материальным отражением идеи данной вещи. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование. «Мир вещей» не существует как самостоятельная субстанция, он лишь отображение « мира идей». «Идея первична, вещь вторична». Из смеси идей и материи божественный разум (Творец, Демиург) создал мировую душу и мировое тело (Космос). Согласно Платону, душа может быть мировой и душой отдельного человека. Душа человека есть часть мировой души, она бессмертна. При смерти человека умирает только тело, душа же, ответив за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку. Бессмертие души и смена телесных форм – естественный закон Космоса. В учении о познании Платон утверждал, что предметом познания должны быть «чистые идеи», которые постигаются только разумом.