logo
filosofia_4

46.Философская система Гегеля

Г. Гегель (1770–1831) создал всеобъемлющую философскую систему. Наиболее значительными его произведениями являются «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук». Согласно объективно-идеалистической философии Гегеля, основой всего сущего является абсолютная идея, безличный мировой разум.

Первая часть философской системы Гегеля – логика, где исследуются законы и категории мышления, рассматриваемые Гегелем как законы бытия. Это диалектическая логика, исследующая логические формы в их взаимосвязи и развитии. Первое понятие, понятие чистого бытия – самая бессодержательная, пустая абстракция, которая совпадает по сути со своей противоположностью – понятием ничто. Бытие и ничто сливаются, образуя третье понятие – становление. Уже здесь проявляется триадичность – характерная особенность философии Гегеля, где в форме триады – тезис, антитезис (его отрицание), синтез (отрицание отрицания) – представлено развитие любого явления, вплоть до абсолютной идеи. Результат становления – наличное бытие, то есть бытие реальных предметов, различие которых между собой находит выражение в понятии качества – тождественной с бытием определенности вещи (при исчезновении данного качества вещь перестает быть сама собой, становится чем-то другим). Количество – это определенность, безразличная для бытия. Единство количества и качества выражено в понятии меры, нарушение которой приводит к перерыву постепенности (количественных изменений) и появлению нового качества в результате скачка. Кроме учения о бытии, в логику входят учение о сущности, рассматривающее категории сущности как основы существования, явления действительности, и учение о понятии, изучающее такие формы мышления, как понятие, суждение и умозаключение.

Вторая часть системы Гегеля – философия природы. Это инобытие абсолютной идеи, которая отчуждает себя в природу, производит природу из себя. В философии природы также выделяются три раздела: механика, физика и органика (органическая физика). В природе абсолютная идея обогащается содержанием и затем возвращается к самой себе, в идеальное состояние, но уже на высшем этапе своего развития.

Заключительная часть системы – философия духа, в которую включаются учение о субъективном духе – антропология, изучающая проблему души, феноменология, рассматривающая проблему сознания и самосознания, и психология, исследующая проблему личности; учение об объективном духе – право, мораль и нравственность (как учение о развитии общественного сознания); учение об абсолютном духе – искусство, религия, философия. Переход от субъективного духа к объективному совершается посредством включения личности в практическую общественную деятельность, в социальные отношения. Первая ступень в развитии объективного духа – «абстрактное право», бытие свободы, ограниченной законами и правовыми нормами. На следующей ступени, в сфере морали как специфической формы субъективного сознания человека реализуется внутренняя свобода личности. В сфере нравственности мораль приобретает объективную значимость, становится проявлением общей воли индивидов, объединенных в такие формы общности, как семья, гражданское общество (понимаемое как сфера экономических интересов и отношений) и государство, в котором реализуется свобода, отсутствующая в гражданском обществе с его противостоянием частных интересов. В своем учении о государстве, хотя и в идеалистической форме, Гегель отразил тот факт, что потребности гражданского общества получают всеобщее значение через волю государства. По Гегелю, все государства, будучи выражением, «манифестацией духа» определенного народа, суверенны, однако судьба государств и народов часто находится под властью случайности вследствие игры интересов, страстей и целей политиков. Несмотря на это, существует историческая необходимость, ибо всемирная история – это поступательное развитие мирового духа, абсолютной идеи, а ее цель – познание мировым духом себя и тем самым обретение им свободы. Поэтому, согласно Гегелю, исторический прогресс – «это прогресс в сознании свободы… который мы должны познать в его необходимости, и в соответствии с этим история распадается на четыре мира: восточный, греческий, римский и германский. Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны. Народ, преобладающий на определенной ступени истории, становится носителем мирового духа, а его выдающиеся личности – «доверенными лицами» мирового разума, их частные цели заключают в себе его волю.

Завершает систему Гегеля учение об абсолютном духе, до которого поднимается объективный дух, познавая самого себя, освобождаясь от природной и исторической необходимости. Три его ступени – искусство, религия и философия – это развитие от чувственного созерцания к представлению и от него к абстрактному мышлению. В философии, синтезирующей содержание искусства и религии, Гегель видел завершающий этап саморазвития абсолютной идеи, совпадающий с абсолютной истиной, что свидетельствует о противоречии между диалектическим методом Гегеля, разрушающим все догматическое, и его системой, ограничивающей развитие определенными пределами.