logo
filosofia_4

54. Философия неопозитивизма

Неопозитивизм сложился в 1920-х годах. Первой формой неопозитивизма был логический позитивизм. Основы логического позитивизма были заложены в трудах Рассела и Витгенштейна. «Логико-философский трактат» Витгенштейна оказал огромное влияние на представителей Венского кружка, который возник в 1923 г. в Венском университете.

Предметом философии не может быть ни теория бытия, ни теория познания, ибо ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это приводит в сферу "метафизических" проблем. Философия не имеет предмета исследования, это способ теоретизирования. Процесс мышления может быть доступными логическому исследованию лишь в языковой форме. Исключают из сферы философии почти всю ее проблематику и тем самым практически ликвидируют философию.

Все суждения делят на осмысленные высказывания (могут быть выражены в логически совершенном языке) и бессмысленные (нарушаются правила логики). Философские высказывания квалифицируют как бессмысленные. Одной из важнейших задач является отделение осмысленных предложений от бессмысленных.

  1. типа осмысленных предложений:

-высказывания об эмпирических фактах (если они говорят о фактах и ни о чем более);

-предложения, содержащие логические следствия этих высказываний и построенные в соответствии с правилами логики;

-предложения логики и математики (не содержат высказываний о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания);

Осмысленные высказывания делят на аналитические (не несут содержательной информации) и синтетические. Высказывания логики и математики - аналитические. К синтетическим относятся все положения опытных наук. Вопрос об истинности высказываний может решаться двумя способами: путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам (для аналитических) и через сопоставление их с данными опыта (для синтетических).

Примеры аналитических высказываний: "В квадрате все углы прямые". По определению в квадрате все углы прямые, истинность этого суждения следует из него самого. Примеры синтетических высказываний: "Студенты смеются чаще, чем преподаватели".

Аналитические предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения - эмпиричны, отражают экспериментальные данные. В соответствии с этим можно разделить науки на экспериментальные и неэкспериментальные. Предложения философии бессмысленны. Это ясно из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Чтобы выяснить, имеет ли предложение смысл, необходима верификация - сравнение предложения с действительностью, в указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Предложение (гипотеза) может быть верифицировано, если его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью логического доказательства. Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения типа "душа человека бессмертна" бессмысленны, так как не могут быть проверены. Вопрос, ответ на который не может быть верифицирован в опыте, обозначается как "псевдовопрос".

Позитивизм является одним из влиятельных философских направлений, в центре внимания которого находятся проблемы научного знания. Его основатель – французский философ О. Конт (1798–1857). Главная идея позитивизма состоит в отрицании традиционной философии, бесплодности ее основной проблематики, так как истинными являются лишь знания, которые опираются на опыт, обоснованы эмпирически и логически. Такое знание дают естественные науки (физика, химия), в то время как философские понятия (бытие, материя, сознание и т. д.) лишены смысла; это надуманные понятия, которые основываются на рассуждениях, а не на непосредственном опыте или эксперименте. Поэтому на смену прежней философии должна прийти новая, позитивная философия, опирающаяся на данные науки, выводимые из опыта.

Таким образом, в истории философии впервые появилось направление, отрицающее познавательную ценность философского знания.

Позитивизм прошел длительную эволюцию. В его развитии можно выделить три этапа:

• Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера (1820–1903), Дж. Милля (1806–1873) («первый позитивизм») (середина XIX в.), который поставил основные проблемы позитивной философии, видя ее задачи в обобщении и систематизации конкретно-научного знания. При этом позитивизм оставался еще материалистическим учением, признавая существование объективной реальности.

• Второй этап позитивизма – махизм, возникший на рубеже XIX–XX вв. и назван по имени основного представителя Э. Маха (1838–1916), который в отличие от « первого позитивизма» сводил философию к анализу чувственной основы человеческого опыта, представляя мир в виде «комплекса ощущений» и тем самым полностью разрывая связь с материализмом.

• Третий этап – неопозитивизм, возникший в 20-е годы XX в. и продолжающийся до 50-60-х годов XX в., представителями которого являются Р. Карнап (1891–1970), М. Шлик (1882–1936) и др., предметом исследований сделал методы установления истинности научных теорий, их сравнительной ценности. Оставаясь верным основным положениям позитивизма, считая вненаучными понятия традиционной философии, неопозитивизм