17.Учение Платона о государстве
Плато́н (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля
Особую роль Платон отвел проблеме государства. Он считал, что наиболее удачным вариантом государства является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, материальные блага создают крестьяне и ремесленники, они одни имеют право на владение собственностью, т.к. им необходим стимул к труду. По мнению Платона, в идеальном государстве не существует брака, все жены и дети общие, допускается труд рабов, большое внимание уделяется общественному воспитанию детей. Государство – это высшая ценность, человек существует для государства, а не государство для человека.С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентированна не на формирование совершенной личности, а на совершенствование человеческого рода, совершенного общества, а отсюда – и на создание идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей ( чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам, стремящимся к созерцанию красоты и порядка, к высшему благу. Они привержены правде, справедливости, умеренности во всем, и им Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это – качества воинов или «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, обеспечивая материальную сторону жизни общества и государства. Это крестьяне и ремесленники. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, – справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живет ради государства, а не государство ради человека, т. е. ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным, характерное для социальной этики.
- 16.Объективный идеализм Платона.
- 18.Философская система Аристотеля
- 20.Философия эпохи Эллинизма
- 22.Христианская апологетика и патристика
- 17.Учение Платона о государстве
- 19.Общественно-политическая теория Аристотеля
- 21.Основные черты средневековой философии.
- 24.Средневековая схоластика
- 26.Философия Фомы Аквинского
- 28.Основные черты философии эпохи Возрождения
- 1.Секуляризация — освобождение от церковного влияния
- 2. Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
- 23.Философия Августина Блаженного
- 25.Реализм и номинализм в Средневековой философии
- 27.Русская средневековая философия
- 5. Человек – творец самого себя
- 6. Пантеизм
- 29.Основные представители философии эпохи Возрождения
- 30.Основные представители утопического социализма
- 31.Основные идеи философии Нового времени
- 32.Философия Френсиса Бекона
- 34.Философия Гоббса и Локка
- 36.Агностицизм Юма
- 33.Философия Рене Декарта
- 35.Субъективный идеализм Беркли
- 37.Основные представители французского просвещения
- 40.Философия Дидро и других материалистов
- 42. Основные черты и представители немецкой классической философии
- 43.Критический и докритический периоды философии Канта
- 44.Трансцендектальная философия Канта
- 41.Философская мысль в России 17-18в.
- 45.Этика Канта Об абсолютной морали и доброй воле
- Категорический императив
- 46.Философская система Гегеля
- 48.Антропологический материализм Фейербаха
- 50.Славянофилы, западняки в русской философии 19 в.
- 52.Философия марксизма
- 47.Система и метод философии Гегеля
- 49.Социологические и этические воззрения Фейербаха
- 51.Философские взгляды Чернышевского, Достоевского, Толстого
- 53.Философия прагматизма
- 54. Философия неопозитивизма
- 56.Философия неотомизма
- 58.Философия либерализма
- 55.Философия экзистенционизма
- 57. Идея социал-реформизма
- 59.Философия консерватизма