18.Философская система Аристотеля
Аристотель (IV в до н.э(384-322).) – великий древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель научной философии, в которой отдельные науки получили философское осмысление.
Самостоятельная философская позиция Аристотеля началась с критики идеализма Платона. В связи с этим широко известно высказывание Аристотеля: "Платон мне друг, но истина дороже".
Аристотель критикует это учение по нескольким направлениям. Основной аргумент заключается в следующем. Если идеи - это сущности вещей, то, следовательно, невозможно, чтобы сущность и вещь существовали раздельно. Иными словами, сущность и то, сущностью чего она является, должны существовать вместе. Они не могут отрываться друг от друга. Поэтому необходимо объяснить то, как сущность существует в вещах, а не отдельно от них в каком-то особом мире. Кроме того, Аристотель считает, что допущение такого идеального мира на самом деле не облегчает наше познание, а наоборот затрудняет его. По мнению Аристотеля, необходимо познавать мир, в котором живет человек. Платон же предлагает другую задачу: познавать тот мир, который для нас еще менее доступен, чем имеющийся под руками. Таким образом, Платон удваивает грандиозность и сложность задачи - познавать надо не один мир, а два, причем второй - мир идей - более недоступен, чем первый.
Помимо этого, Аристотель усматривает в учении об идеях целый ряд внутренних противоречий. Один из таких аргументов касается проблемы соотношения единого и многого. Например, согласно платоновской теории идей, подлинно существует лишь одна идеальная лошадь - прообраз множества лошадей предметного мира, окружающего человека. Но на самом деле в мире существует не просто лошадь, а множество лошадей различных пород и мастей. Поэтому, для того, чтобы возникла белая лошадь, должен существовать не один образец, не одна идея лошади, а должны быть еще и идеи масти (цвета). Следовательно, для того, чтобы появилась какая-то одна вещь должно существовать огромное и даже бесконечное множество идей.
Наиболее известные произведения: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Поэтика». Аристотель основал свою философскую школу – Ликей. Он оказал сильное влияние на развитие человеческой мысли благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, выделив для каждой из них специальные области исследования. Аристотель разделил науки на теоретические (математика, физика, психология), практические (этика) и творческие (техника, эстетика). Основу этой системы составляют логика как учение о законах мышления и метафизика («первая философия», исследующая высшие, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук). Аристотель впервые представил логику как самостоятельную науку. Философию он разделил на три части: теоретическую, изучающую проблемы бытия, его различных сфер, происхождения всего сущего – «первичная философия»; практическую (проблемы деятельности человека, устройства государства); поэтическую. Считается, что четвертой частью у Аристотеля была логика (аналитика).
Важное место в философии Аристотеля занимает проблема материи. Материя – это потенция, ограниченная формой, например медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д. Материя пассивна, форма активна. Бог – высшая форма, форма форм. Природа – переход от материи к форме и обратно. В активной форме заключены источник и цель всеобщего движения. Именно форма «формирует» косную материю. Форма – та же идея. Поэтому форма форм – Перводвигатель, Бог. Но Бог у Аристотеля не персонифицирован. Философ дал материалистическую трактовку происхождения человека. Человек является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием разума и мышления, имеет врожденную склонность жить в коллективе, что приводит к возникновению общества. Регулирующим механизмом общества является государство. Носителем сознания у человека является душа. Существует три уровня души: растительная (выполняет функции питания, роста, размножения), животная ( выполняет, кроме вышеназванных, функции ощущения и желания), разумная душа (выполняет еще функции рассуждения и мышления). Разумная душа присуща только человеку.
- 16.Объективный идеализм Платона.
- 18.Философская система Аристотеля
- 20.Философия эпохи Эллинизма
- 22.Христианская апологетика и патристика
- 17.Учение Платона о государстве
- 19.Общественно-политическая теория Аристотеля
- 21.Основные черты средневековой философии.
- 24.Средневековая схоластика
- 26.Философия Фомы Аквинского
- 28.Основные черты философии эпохи Возрождения
- 1.Секуляризация — освобождение от церковного влияния
- 2. Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
- 23.Философия Августина Блаженного
- 25.Реализм и номинализм в Средневековой философии
- 27.Русская средневековая философия
- 5. Человек – творец самого себя
- 6. Пантеизм
- 29.Основные представители философии эпохи Возрождения
- 30.Основные представители утопического социализма
- 31.Основные идеи философии Нового времени
- 32.Философия Френсиса Бекона
- 34.Философия Гоббса и Локка
- 36.Агностицизм Юма
- 33.Философия Рене Декарта
- 35.Субъективный идеализм Беркли
- 37.Основные представители французского просвещения
- 40.Философия Дидро и других материалистов
- 42. Основные черты и представители немецкой классической философии
- 43.Критический и докритический периоды философии Канта
- 44.Трансцендектальная философия Канта
- 41.Философская мысль в России 17-18в.
- 45.Этика Канта Об абсолютной морали и доброй воле
- Категорический императив
- 46.Философская система Гегеля
- 48.Антропологический материализм Фейербаха
- 50.Славянофилы, западняки в русской философии 19 в.
- 52.Философия марксизма
- 47.Система и метод философии Гегеля
- 49.Социологические и этические воззрения Фейербаха
- 51.Философские взгляды Чернышевского, Достоевского, Толстого
- 53.Философия прагматизма
- 54. Философия неопозитивизма
- 56.Философия неотомизма
- 58.Философия либерализма
- 55.Философия экзистенционизма
- 57. Идея социал-реформизма
- 59.Философия консерватизма