2. Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
Другой важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог а человек Бог — начало всех вещей, а человек - центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может все
Человек здесь — не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
3. Возрождение античной культуры
Характерной чертой этой эпохи, давшей ей наименование, является широкое использование античного культурного наследия. Творения философов Древней Греции и Рима оказали решающее влияние на формирование воззрений мыслителей XIV–XVI вв. Интерес к античной культуре в эпоху Возрождения проявился и в ее ориентации на искусство. Эта эпоха дала прекрасные образцы в области художественной литературы, живописи, скульптуры, архитектуры (достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Сервантеса, Петрарки, Данте, Боккаччо). Культуру Возрождения и культуру античного мира сближало то, что обе они в
отличие от Средневековья были продуктом городского происхождения, возникшими на основе относительно развитых товарно-денежных отношений. В то же время нарождающаяся буржуазия видела в античной культуре орудие в борьбе с феодально-церковной идеологией. Но античность воспринималась и перерабатывалась в этот период по-своему.
4. Гуманизм — возвышение человека
Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации и он утверждал себя через максимально деятельное включение с социальную группу, в корпорацию, в
- 16.Объективный идеализм Платона.
- 18.Философская система Аристотеля
- 20.Философия эпохи Эллинизма
- 22.Христианская апологетика и патристика
- 17.Учение Платона о государстве
- 19.Общественно-политическая теория Аристотеля
- 21.Основные черты средневековой философии.
- 24.Средневековая схоластика
- 26.Философия Фомы Аквинского
- 28.Основные черты философии эпохи Возрождения
- 1.Секуляризация — освобождение от церковного влияния
- 2. Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
- 23.Философия Августина Блаженного
- 25.Реализм и номинализм в Средневековой философии
- 27.Русская средневековая философия
- 5. Человек – творец самого себя
- 6. Пантеизм
- 29.Основные представители философии эпохи Возрождения
- 30.Основные представители утопического социализма
- 31.Основные идеи философии Нового времени
- 32.Философия Френсиса Бекона
- 34.Философия Гоббса и Локка
- 36.Агностицизм Юма
- 33.Философия Рене Декарта
- 35.Субъективный идеализм Беркли
- 37.Основные представители французского просвещения
- 40.Философия Дидро и других материалистов
- 42. Основные черты и представители немецкой классической философии
- 43.Критический и докритический периоды философии Канта
- 44.Трансцендектальная философия Канта
- 41.Философская мысль в России 17-18в.
- 45.Этика Канта Об абсолютной морали и доброй воле
- Категорический императив
- 46.Философская система Гегеля
- 48.Антропологический материализм Фейербаха
- 50.Славянофилы, западняки в русской философии 19 в.
- 52.Философия марксизма
- 47.Система и метод философии Гегеля
- 49.Социологические и этические воззрения Фейербаха
- 51.Философские взгляды Чернышевского, Достоевского, Толстого
- 53.Философия прагматизма
- 54. Философия неопозитивизма
- 56.Философия неотомизма
- 58.Философия либерализма
- 55.Философия экзистенционизма
- 57. Идея социал-реформизма
- 59.Философия консерватизма