Социальные взгляды прагматистов
Историю общества прагматизм рассматривает как поток случайных событий, в котором нет никакого единства и закономерности, кроме временной последовательности.
Дьюи говорил, что каждое событие определяется множеством «факторов», которые невозможно учесть. Прагматизм внушал терпящим бедствия, что они сами в них виноваты. Эти бедствия порождены исключительно индивидуальной для каждого отдельного случая причиной, неумением того или иного человека энергично действовать для своего благополучия.
Прагматисты считали, что «масса» слепа, толпа беспомощна, если не подвержена влиянию «героя», «супермена». Толпа руководствуется в своем поведении модой, слухами и т. п. Только «герой» дает направление движению толпы, пока он «в моде»; затем его сменяет другой «герой», выдвигающий лозунг, ставший почему-либо популярным. По Дьюи, в мире всегда были и будут группы богатых и бедных, преуспевающие и неудачники, руководители - «избранные индивидуумы», «элита» и рабочие, выполняющие ее указания.
Западная литература утверждает, что прагматизм наилучшим образом выразил «идеал американизма». Так, историк философии Г. Шнейдер подчеркивает влияние прагматизма на американских «практических политиков» - лидеров республиканской и демократической партий. Шнейдер считает, что «политический прагматизм» - это прежде всего теория силы. Выдающийся английский философ Б. Рассел также называл прагматизм «философией силы», связанной с «веком индустриализма». Прагматисты утверждают, что «мир пластичен», он охотно переносит «насилие» и принимает ту форму, которую мы придаем ему в соответствии с нашими намерениями.
Прагматизм как философское направление, обобщающее наиболее существенные черты психологии бизнесмена, наложил определенный отпечаток на американскую действительность. Эта подлинно американская система философии стала в известной степени доминирующей системой воспитания
326
ряда поколений американцев. Дело в том, что Дьюи выступил в США как реформатор педагогики, основной задачей которой было стремление привить практические навыки в ущерб изучению теоретических вопросов, т. е. при воспитании молодежи господствовал «антиинтеллектуализм». Обучение студентов и школьников было переключено с широкого общего образования на узкопрофессиональное, целиком посвященное задаче обеспечения заработка. Считалось, что в школах и колледжах не должно быть ничего, что не отвечало требованию, выраженному в вопросах, например, такого характера: «Принесет ли это немедленную пользу?», «Пригодится ли это в повседневных делах?», «Станет ли студент после чтения Шекспира более знающим инженером?» и т. п.
Когда в 1957 году в СССР был запущен первый спутник Земли, американцы были крайне удивлены и даже шокированы тем, что русские после тяжелейшей войны потрясли их космическими достижениями, развитием техники и энергетики. Вместе с тем они серьезно задумались над вопросом, все ли так благополучно обстоит в их стране с постановкой образования, достаточно ли широкое образование получают будущие инженеры в США. Фамилия Дж. Дьюи замелькала в различных, особенно педагогических, журналах, хотя реформатора педагогики уже не было в живых (Дьюи умер в 1952 г.). Появились высказывания, что прагматистская философия и педагогика «отравляют всю систему образования в стране». Начались поиски более оптимальных педагогических доктрин, было усилено внимание к совершенствованию подготовки специалистов, к увеличению ассигнований на образование, научные исследования и разработки, к импорту научных кадров в страну.
Один из основателей прагматизма, В. Джемс, снабдил название своей книги «Прагматизм» дополнительным подзаголовком - «Новое название для некоторых старых путей мышления». Этот подзаголовок говорит сам за себя. В прагматизме, как и в других современных идеалистических направлениях, ярко выступает стремление воскресить архаические философские системы, приукрасив их новыми названиями и терминами. Так, волюнтаристские1 и активистские начала в прагматистской философии повторяют кантовскую доктрину о примате практического разума над теоретическим и стремление Фихте
1 Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) - идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
327
и Шопенгауэра возвысить роль воли. Лишь под другим названием прагматисты преподносят старую идею Беркли о неразрывной связи субъекта и объекта, «принципиальной координации» Я и «среды» эмпириокритика Р. Авенариуса и т. п.
- История философии
- Глава I. Философская культура Древнего Востока 9
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?» ...............21
- 5. Философия Древнего Китая ...........................................................26
- Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62
- Глава III. Философия Средневековья........................................99
- 1. Западноевропейская средневековая философия ...............................99
- 2. Философская мысль в Византии................................................... 117
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188
- Глава VII. История русской философской мысли ................255
- 1. Философские идеи Библии........................................................... 391
- 2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407
- Глава I. Философская культура Древнего Востока
- 1. Что такое «Древний Восток»?
- 3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии
- Пракрити, Пуруша,Майя
- Атман, Манас
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»
- 5. Философия Древнего Китая
- Характерные черты китайского мировосприятия
- Образ-понятие человека2
- 34 Становление китайской философской традиции
- Книга перемен
- Примеры написания гексаграмм
- Периодизация китайской философии
- Даосизм
- Дао и Дэ
- 49 Возможно ли познание Дао?
- Конфуцианство
- Срединный путь
- Проблема человека
- Гносеология
- Литература
- Глава II. Выдающиеся философы античности
- 1. Мудрейший из эллинов Самый первый
- «Все из воды»
- 2. Эфесский мудрец (Гераклит)
- 65 Этот космос не создал никто из богов...
- «Борьба - отец всего и всему царь»
- Власть - умным аристократам
- Нравственные поучения
- 3. «Я знаю, что ничего не знаю»
- Философия Сократа
- «Ирония» Сократа
- 72 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы
- 4. Гениальный ученик Сократа От бога Аполлона?
- Мир идей Платона
- Нравственный идеал
- О государстве
- 5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений»
- Учение о природе
- Роль души
- О богах
- Эпикуреец -развратник? Сластолюбец? Жуир?
- Не всякое удовольствие есть благо
- 90 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя
- Воздержание от излишеств
- О кротости и благодушии
- Сумей уйти в тень!
- Отношение к смерти
- О страданиях
- Как относиться к злу?
- О государстве
- 97 Литература
- Глава III. Философия Средневековья
- 1. Западноевропейская средневековая философия Что значит «средние века»?
- Каков смысл понятия «средневековая философия»?
- Характерные черты средневековой философии
- Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы
- Проблемы гносеологии: знание или вера?
- Доказательства бытия Бога
- Антропология: человек - образ и подобие Бога?
- Философия истории
- Оппозиционные философские направления
- Наследие и преемственность
- 2. Философская мысль в Византии
- 3. Арабская философия Средневековья
- Литература
- Глава IV. Философия эпохи Возрождения
- 1. Исторические особенности эпохи Возрождения
- 2. Специфика философской культуры Возрождения
- 3. Философия итальянского гуманизма2
- 4. Развитие идей неоплатонизма
- Таким образом, в период Возрождения:
- 5. Натурфилософия Возрождения
- Джордано Бруно (1548 - 1600).
- Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились:
- 6. Реформация и гуманизм
- 7. Социальная философия Ренессанса
- Заключение
- Литература
- Глава V. Философия Нового времени: XVII век
- 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XVII века
- 2. Английская философия XVII века Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества
- «Новый Органон» и его основные идеи
- 158 Учение об «идолах» или призраках познания
- 161 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя
- Гносеология: методы и знаки
- 164 Социально-политические взгляды Гоббса
- Этико-философские взгляды
- 3. Французская философия XVII века Декарт: жизнь и деятельность
- 167 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы
- Познание: цели и метод достижения истины
- Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений
- 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов Эпоха и жизнь Спинозы
- Учение о субстанции
- Атрибуты и модусы субстанции
- Концепция познания
- Этика Спинозы
- Жизнь и деятельность Лейбница
- Учение о монадах
- Познание: методы и принципы
- Заключение
- Литература
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени
- 1. Европейский мир на исходе Нового времени
- 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века
- 192 Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)
- Иоганн Готфрид Гердер (1744- 1803)
- Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832)
- 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии
- Докритический этап
- 201 Критика чистого разума
- Критика практического разума
- Критика способности суждения
- Социальная философия
- 4. Философия Фихте
- 5. Философия Шеллинга
- 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель
- 217 Бытие и мышление
- Идея развития
- Философия природы
- Философия Духа
- Философия истории
- 7. Ученики, последователи, оппоненты
- Гегельянство
- Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872)
- 234 Натурализм
- Карл Генрих Маркс (1818- 1883)
- 242 Неокантианство
- Иррационализм
- Заключение
- 248 Приложение 1 к главе VI
- Глава VII. История русской философской мысли
- Введение
- I. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX-XIII вв.)
- Влияние языческих традиций
- Античные взгляды и византийское православие Руси
- Философские идеи Киевской Руси
- 2. Древнерусская мудрость (XIV-хvii вв.)
- 263 Формирование идей национального и личного самосознания
- Еретические движения в духовной жизни Руси
- Начало светской мысли как предшественницы русской философии
- 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.)
- Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия
- Утверждение философии как теоретической науки
- Социальная философия декабризма
- 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)
- Ортодоксальное направление
- Демократическое направление
- Либеральное направление
- 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.)
- Спор об уникальности и универсальности русской культуры
- Демократические теории революционного процесса
- Марксизм и анархизм на русской почве
- 6. «Философия естествознания» в России
- Последователи Ломоносова
- Русский космизм
- 7. XX век в русской философии
- Философия русского «зарубежья»
- 294 Советский этап в русской философии
- 295 Заключение. Основные черты русской философии
- Литература
- Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности
- 1. Идейные предшественники
- 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития
- 3. Отношение к философии, понимание ее предмета
- 4. Логический позитивизм
- 5. Семантический позитивизм
- 6. Лингвистический анализ
- 7. Падение престижа неопозитивизма
- 8. Постпозитивизм
- 9. Прагматизм
- Социальные взгляды прагматистов
- Дальнейшая судьба прагматизма
- 330 Основные направления позитивизма
- 331 Литература
- Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века
- 1. «Философия жизни»
- 341 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше
- 2. Психоанализ 3. Фрейда
- 3. Неофрейдизм
- 353 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма
- 4. Философия экзистенциализма
- 360 Экзистенциалы человеческого бытия
- Литература
- Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма
- Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
- Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории
- Отношение к познанию и науке. Понимание философии
- Социальные взгляды экзистенциалистов
- Попытки реформировать экзистенциализм
- Литература
- 388 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии
- 1. Философские идеи Библии Библия о мироздании
- 392 Оценка учеными библейской картины мира
- Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека
- Библия о личности
- Почему человек страдает?
- 401 Свобода воли и предопределение
- Библия о смысле жизни
- 2. Нравственные идеи Библии
- Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена
- Десять Заповедей.
- Нравственное учение Иисуса Христа
- 428 Литература
- 429 Приложение II. Философия о. Шпенглера и ее эволюция
- 1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым Социально-политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)
- От школьного учителя до духовного пророка Германии
- Открытие принципиально новой философии истории
- Эволюция политических взглядов Шпенглера Работа «Прусская идея и социализм»
- 2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира
- «Прусская идея и социализм» -первое «неморфологическое» произведение Шпенглера
- Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины
- Единство философской и политической концепции о. Шпенглера
- 3. Шпенглер и национал-социализм Конгениальность идей Шпенглера идеологии нсдап и причины расхождения с национал-социализмом
- 4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)
- Литература