1. Европейский мир на исходе Нового времени
Мир этих десятилетий энергично и последовательно принимал форму индустриальной цивилизации. Машинное производство в ходе мощнейшего промышленного переворота стало ведущим в странах Западной Европы, а затем Америки и России. Социально-политические процессы, происходящие в отдельных государствах, отдавались эхом в жизни других народов. Непрерывные войны, революции, кризисы и реформы сопровождались не менее энергичными процессами осмысления происходящего. Отживающие отношения клеймились как застойные и реакционные, а складывающиеся объявлялись «разумными», «естественными, «свободными». Бурное, темпераментное развитие общества во всех сферах его существования вызывало интеллектуальное неприятие любой формы спокойствия и активный интерес ко всем проявлениям жизни: природа и человеческая личность, техника и сфера искусства, общество и космос - все подвергалось анализу и осмыслению. В познании исчезли запретные области, дерзкое любопытство и независимое воображение превратились из недостатков в необходимые условия плодотворной умственной деятельности. Прогресс в промышленности стимулировал развитие техники. В это время усовершенствуется прядильное и ткацкое оборудование; появляется универсальная паровая машина Дж. Уатта (1784) и металлический токарно-винторезный станок Г. Модели (1797); начинается эксплуатация первых пароходов (1807) и железных дорог (1825); А. Вольта изобретает химический источник тока (1800), П.Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф (1832), М.Г. Якоби - электродвигатель (1834), Л. Дагер - фотографию (1839). Последняя треть XIX в. одаривает человечество величайшими техническими достижениями: телефон и паровая турбина, фонограф и электростан-
189
ция Т.А. Эдисона, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, радио, кино, рентгеновский аппарат.
Наука, испытав революционный толчок в XVII в., последующие столетия набирает темпы развития, обгоняя запросы техники (См. приложение 1 к главе). Делаются не просто оригинальные открытия в традиционных науках, а формируются новые направления в математике и физике, биологии и медицине. Постепенно и прочно облекаются в научную форму сведения об обществе: филология и педагогика, экономика и история становятся сферами объективного знания.
В этой буре экономических новаций, политических страстей, интеллектуальных взлетов Германия представляла собой тихую заводь. Тридцатилетняя (1618 - 1648) и Семилетняя (1756 - 1763) войны довели ее до полного истощения. Политически и экономически она была раздроблена («Священная Римская империя германской нации» объединяла 360 самостоятельных государств), сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права. Попытки распространения передовой техники в Германии привели к разрушению ремесленного производства, но не вызвали промышленного развития. Революционные успехи Франции возбудили немецкую общественность, но не подвигли ее к действиям. Обращаясь к французам, Генрих Гейне говорил: «У нас были возмущения в мире мыслей, точно так же, как у вас в мире материальном, и при разрушении старого учения мы горячились так же, как вы при штурме Бастилии».
Немецкая интеллигенция довольно быстро разочаровалась в результатах Великой Французской революции, испугалась ее методов, энергичного напора; национальная гордость немецкого мешанина оказалась глубоко задетой военными победами Наполеона в Германии. Быстро наступило охлаждение и к идеалам Просвещения. Серьезную настороженность вызывали утверждающиеся образцы буржуазного утилитаризма. Поражение наполеоновской Франции было встречено в Германии с необыкновенным энтузиазмом, ибо оно давало шанс продлить традиционное существование, сохранить в неприкосновенности старые порядки. Не случайно не вызвало сопротивления осуществление «железом и кровью» объединения немецких государств под эгидой Пруссии, в которой наибольшим влиянием пользовались крупные землевладельцы-юнкеры.
Жесткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимости духа: сферу разума.
190
Обычно мы связываем появление значительных личностей в истории с великими эпохами. И накопили достаточно подтверждений для подобного вывода. Но, как правило, речь в этих случаях идет в основном о политиках и практиках в сфере экономики и техники, лидерах национальных движений, религиозных течений. Великих философов рождали иные условия: застойные и гнетущие, безысходные и мрачные. Так было накануне Великой Французской революции, когда революция интеллектуальная предшествовала революции социальной.
Германия в конце XVIII века переживала далеко не лучший этап в своем развитии. Глубокая неудовлетворенность реальными процессами сопровождалась духовным конструированием идеальных образцов социальных состояний и отношений. Этот эмоциональный порыв нашел ранее всего свой выход в искусстве: мировая поэзия и литература обогатились такими гигантами, как Шиллер, Гете, Гельдерлин, Новалис, Гофман, Гейне, братья Гримм; в музыкальной культуре прозвучали имена Моцарта, Шуберта, Гайдна, Бетховена, Вебера.
Но, пожалуй, самые захватывающие процессы в это время протекали в философии. Практически все мировоззренческие проблемы нуждались в переосмыслении. Мир в представлениях граждан той эпохи рассыпался и раскалывался, он пришел в движение. А потому и восприятие его было фрагментарным. Как писал Гете. «Изолированно обходились с каждой деятельностью; наука и искусство, ведение дел, ремесло и все, что угодно, каждое двигалось в замкнутом круге. Занятие каждого всерьез бралось только им самим и по-своему, поэтому-то он и работал только для себя и по-своему, сосед оставался ему совершенно чуждым, и они оба взаимно чуждались друг друга. Искусство и поэзия едва соприкасались, о живом взаимоотношении нельзя было и думать; поэзия и наука казались в величайшем противоречии.
Тем самым, что каждый круг деятельности замыкался, в каждом из них обособлялась, расщеплялась манера действовать. Даже малейшее дуновение теории вызывало страх, ибо более столетия боялись ее как привидения и при любом фрагментарном опыте в конце концов бросались в объятия самым пошлым представлениям. Никто не хотел признавать, что в основе наблюдения может лежать идея, понятие, способное стимулировать опыт и даже помогать обретению и изобретению».1
1 И.В. Гете. Избранные философские произведения. М., 1964, с. 71.
191
Всеобщность, всеохватность происходящего в мире породили потребность в создании универсальных теорий, систем миропонимания, с помощью которых стало бы возможным освоить культуру всей эпохи. Задача такого диапазона соответствует только философии. Но в истории человечества лишь немецкой классической философии удалось не только выдвинуть и осознать подобную цель, но и достичь ее.
- История философии
- Глава I. Философская культура Древнего Востока 9
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?» ...............21
- 5. Философия Древнего Китая ...........................................................26
- Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62
- Глава III. Философия Средневековья........................................99
- 1. Западноевропейская средневековая философия ...............................99
- 2. Философская мысль в Византии................................................... 117
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188
- Глава VII. История русской философской мысли ................255
- 1. Философские идеи Библии........................................................... 391
- 2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407
- Глава I. Философская культура Древнего Востока
- 1. Что такое «Древний Восток»?
- 3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии
- Пракрити, Пуруша,Майя
- Атман, Манас
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»
- 5. Философия Древнего Китая
- Характерные черты китайского мировосприятия
- Образ-понятие человека2
- 34 Становление китайской философской традиции
- Книга перемен
- Примеры написания гексаграмм
- Периодизация китайской философии
- Даосизм
- Дао и Дэ
- 49 Возможно ли познание Дао?
- Конфуцианство
- Срединный путь
- Проблема человека
- Гносеология
- Литература
- Глава II. Выдающиеся философы античности
- 1. Мудрейший из эллинов Самый первый
- «Все из воды»
- 2. Эфесский мудрец (Гераклит)
- 65 Этот космос не создал никто из богов...
- «Борьба - отец всего и всему царь»
- Власть - умным аристократам
- Нравственные поучения
- 3. «Я знаю, что ничего не знаю»
- Философия Сократа
- «Ирония» Сократа
- 72 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы
- 4. Гениальный ученик Сократа От бога Аполлона?
- Мир идей Платона
- Нравственный идеал
- О государстве
- 5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений»
- Учение о природе
- Роль души
- О богах
- Эпикуреец -развратник? Сластолюбец? Жуир?
- Не всякое удовольствие есть благо
- 90 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя
- Воздержание от излишеств
- О кротости и благодушии
- Сумей уйти в тень!
- Отношение к смерти
- О страданиях
- Как относиться к злу?
- О государстве
- 97 Литература
- Глава III. Философия Средневековья
- 1. Западноевропейская средневековая философия Что значит «средние века»?
- Каков смысл понятия «средневековая философия»?
- Характерные черты средневековой философии
- Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы
- Проблемы гносеологии: знание или вера?
- Доказательства бытия Бога
- Антропология: человек - образ и подобие Бога?
- Философия истории
- Оппозиционные философские направления
- Наследие и преемственность
- 2. Философская мысль в Византии
- 3. Арабская философия Средневековья
- Литература
- Глава IV. Философия эпохи Возрождения
- 1. Исторические особенности эпохи Возрождения
- 2. Специфика философской культуры Возрождения
- 3. Философия итальянского гуманизма2
- 4. Развитие идей неоплатонизма
- Таким образом, в период Возрождения:
- 5. Натурфилософия Возрождения
- Джордано Бруно (1548 - 1600).
- Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились:
- 6. Реформация и гуманизм
- 7. Социальная философия Ренессанса
- Заключение
- Литература
- Глава V. Философия Нового времени: XVII век
- 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XVII века
- 2. Английская философия XVII века Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества
- «Новый Органон» и его основные идеи
- 158 Учение об «идолах» или призраках познания
- 161 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя
- Гносеология: методы и знаки
- 164 Социально-политические взгляды Гоббса
- Этико-философские взгляды
- 3. Французская философия XVII века Декарт: жизнь и деятельность
- 167 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы
- Познание: цели и метод достижения истины
- Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений
- 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов Эпоха и жизнь Спинозы
- Учение о субстанции
- Атрибуты и модусы субстанции
- Концепция познания
- Этика Спинозы
- Жизнь и деятельность Лейбница
- Учение о монадах
- Познание: методы и принципы
- Заключение
- Литература
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени
- 1. Европейский мир на исходе Нового времени
- 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века
- 192 Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)
- Иоганн Готфрид Гердер (1744- 1803)
- Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832)
- 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии
- Докритический этап
- 201 Критика чистого разума
- Критика практического разума
- Критика способности суждения
- Социальная философия
- 4. Философия Фихте
- 5. Философия Шеллинга
- 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель
- 217 Бытие и мышление
- Идея развития
- Философия природы
- Философия Духа
- Философия истории
- 7. Ученики, последователи, оппоненты
- Гегельянство
- Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872)
- 234 Натурализм
- Карл Генрих Маркс (1818- 1883)
- 242 Неокантианство
- Иррационализм
- Заключение
- 248 Приложение 1 к главе VI
- Глава VII. История русской философской мысли
- Введение
- I. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX-XIII вв.)
- Влияние языческих традиций
- Античные взгляды и византийское православие Руси
- Философские идеи Киевской Руси
- 2. Древнерусская мудрость (XIV-хvii вв.)
- 263 Формирование идей национального и личного самосознания
- Еретические движения в духовной жизни Руси
- Начало светской мысли как предшественницы русской философии
- 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.)
- Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия
- Утверждение философии как теоретической науки
- Социальная философия декабризма
- 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)
- Ортодоксальное направление
- Демократическое направление
- Либеральное направление
- 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.)
- Спор об уникальности и универсальности русской культуры
- Демократические теории революционного процесса
- Марксизм и анархизм на русской почве
- 6. «Философия естествознания» в России
- Последователи Ломоносова
- Русский космизм
- 7. XX век в русской философии
- Философия русского «зарубежья»
- 294 Советский этап в русской философии
- 295 Заключение. Основные черты русской философии
- Литература
- Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности
- 1. Идейные предшественники
- 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития
- 3. Отношение к философии, понимание ее предмета
- 4. Логический позитивизм
- 5. Семантический позитивизм
- 6. Лингвистический анализ
- 7. Падение престижа неопозитивизма
- 8. Постпозитивизм
- 9. Прагматизм
- Социальные взгляды прагматистов
- Дальнейшая судьба прагматизма
- 330 Основные направления позитивизма
- 331 Литература
- Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века
- 1. «Философия жизни»
- 341 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше
- 2. Психоанализ 3. Фрейда
- 3. Неофрейдизм
- 353 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма
- 4. Философия экзистенциализма
- 360 Экзистенциалы человеческого бытия
- Литература
- Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма
- Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
- Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории
- Отношение к познанию и науке. Понимание философии
- Социальные взгляды экзистенциалистов
- Попытки реформировать экзистенциализм
- Литература
- 388 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии
- 1. Философские идеи Библии Библия о мироздании
- 392 Оценка учеными библейской картины мира
- Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека
- Библия о личности
- Почему человек страдает?
- 401 Свобода воли и предопределение
- Библия о смысле жизни
- 2. Нравственные идеи Библии
- Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена
- Десять Заповедей.
- Нравственное учение Иисуса Христа
- 428 Литература
- 429 Приложение II. Философия о. Шпенглера и ее эволюция
- 1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым Социально-политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)
- От школьного учителя до духовного пророка Германии
- Открытие принципиально новой философии истории
- Эволюция политических взглядов Шпенглера Работа «Прусская идея и социализм»
- 2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира
- «Прусская идея и социализм» -первое «неморфологическое» произведение Шпенглера
- Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины
- Единство философской и политической концепции о. Шпенглера
- 3. Шпенглер и национал-социализм Конгениальность идей Шпенглера идеологии нсдап и причины расхождения с национал-социализмом
- 4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)
- Литература