3. Арабская философия Средневековья
Арабская, или мусульманская, философия - понятие условное. Создателями средневековой арабской культуры наряду с арабами были персы, евреи, турки, таджики, узбеки, азербайджанцы, то есть все народы, входившие в состав Арабского халифата. Поэтому средневековую философию восточных народов принято называть арабоязычной.
В эпоху пророка Мухаммеда (570 - 632) разрозненные и конфликтующие арабские племена были объединены под знаменем новой религии - ислама. А к началу VII в. образовалось огромное многонациональное государство , простиравшееся от Туркестана до Испании, - Арабский халифат, в котором арабы занимали привилегированное положение, а ислам был господствующей государственной религией. Главным духовным источником для арабов, наряду с исламом, была греческая наука и философия. Прежде всего труды Платона и Аристотеля.
120
Как и христианская, исламская теология нуждалась в философском обосновании, что и обусловило быстрое взаимопроникновение теологии и философии. Поэтому в основных чертах и исходных положениях арабская философия сходна со схоластикой в Западной Европе. Правда, ее расцвет в хронологическом отношении предшествует расцвету европейской схоластики: арабская философия - IX - XI вв.; европейская схоластика - XI - XIII вв. В то время как в Западной Европе в результате варварских нашествий на Римскую империю (V в. н. э.) философия, наука, искусство переживают состояние застоя, которое продлилось вплоть до IX в., на Востоке, благодаря заслугам арабских мыслителей, происходит их подъем. Это позволяет рассматривать арабскую философию как связующее звено между античной философией и последующей ступенью европейской философии - схоластикой.
Значительным явлением по-своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (аристотелизм).1 Первыми арабскими философами, проложившими путь к аристотелизму, были Аль-Кинди (800 - ок. 870) и Аль-Фараби (870 - 950). По отношению к европейской христианской схоластике важное значение имеет творчество выдающихся представителей восточного аристотелизма Авиценны (Ибн-Сины, 980 - 1037) и Аверроэса (Ибн-Рушда, 1126 - 1196).
Ибн-Сина (Авиценна), таджик по происхождению, был одним из величайших ученых-энциклопедистов. Недаром его называли «вторым учителем», т. е. вторым после Аристотеля, который в тот период считался непогрешимым авторитетом в вопросах науки и философии. Философия Авиценны соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама. Она теоцентрична, однако в ином смысле, чем христианская философия. Мир рассматривается Авиценной как сотворенный Богом из материи, а не из ничего; материя же является вечной. Как и у Аристотеля, у Авиценны Бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим условием. Как великий ученый-естествоиспытатель, врач Авиценна признавал объективное существование природы. Часто, покидая позиции религии, он становится на точку зрения материализма: если Бог вечен, то вечен также и мир, ибо причина и следствие всегда связаны друг с другом. Авиценна очень
1 Перипатос, или Ликей - философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от греч. слова «прохаживаюсь». В этой форме шло обучение в школе философа.
121
много сделал для того, чтобы представить в чистом виде логическое учение Аристотеля, освободив его от дополнений и извращений, которым оно было подвергнуто в средние века. Огромное значение имела его идея о том, что логические принципы, законы, категории должны соответствовать закономерностям объективного мира, иными словами, логика должна быть наукой, а не искусством, оторванным от жизни.
Авиценна обращал также внимание на тесную связь физики, логики и метафизики (философии). Физика, по его мнению, дает логике идею причинности, логика вооружает физику методом, предметом же высшей науки (метафизики) является абсолютное бытие, содержанием ее вопросов являются те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему.
Если Авиценна был главной фигурой арабской философии на Востоке, то подобной фигурой арабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую философию, был Аверроэс.
Ибн-Рушд (Аверроэс) является последним крупным представителем арабоязычного перипатетизма, с которым на протяжении всего Средневековья в мусульманском мире связывали сам термин «фальсафа» (философия). Ибн-Рушд не просто завершил развитие идей предшественников, но сделал из них максимально допустимые материалистические выводы. Он является одним из основоположников ставшего в дальнейшем весьма популярным учения о «двойственности истины». Согласно этому учению, истина философии и истина религии не противоречат друг другу, поскольку имеют в виду разные вещи: религия предписывает человеку, как поступать, философия же постигает абсолютную истину.
Как видим, первейшей задачей философов мусульманского Средневековья, в том числе и Аверроэса, была необходимость доказать своим недругам из числа религиозных догматиков законность такой науки, как философия. В то же время он как трезвый мыслитель отдавал себе отчет в том, какая огромная дистанция разделяет «интеллектуальную элиту» от подавляющего большинства членов окружавшего его общества. Поэтому отнять у «широкой публики» религиозные убеждения значило бы оставить общество без регулирующих человеческую жизнь нравственных принципов и ввергнуть его в пучину нигилизма и анархии. Несмотря на то, что в мусульманском мире не было церковных соборов, которые бы регламентировали толкования «священных текстов», ни «отцов Церкви», чьи учения
122
пользовались бы силой непререкаемого авторитета, ни инквизиции, тем не менее Ибн-Рушд за свои взгляды подвергся репрессиям.
Согласно учению Аверроэса, материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Бог «совечен» природе, Он - вечный источник действительности, материя - единая основа бытия и вечный источник возможности. Такая концепция, естественно, была значительно более удалена от веры в Божественное сотворение природы из ничего, которую проповедовали христианство и иудаизм.
Аверроэс отрицал и бессмертность индивидуальной души, естественно вступая в полемику с исламской догматикой. Только общий разум всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным.
Неудивительно, что философия Аверроэса и Авиценны была резко осуждена исламской ортодоксией, что, однако, никоим образом не ослабило их влияния.
Париж был первым университетским городом Европы, в котором имя Аверроэса стало связываться с умонастроениями, оппозиционными к официальной теологии. В это время (XIII в.) аристотелевское учение было «яблоком раздора» среди богословов. Переработкой аристотелевского учения в духе католицизма занялись два профессора богословского факультета Парижского университета - Альберт Великий и Фома Аквинский. Попыткам выхолостить учение Аристотеля, удалив из него живое содержание, противодействовало другое направление в Парижском университете - направление, сложившееся на факультете искусств и опиравшееся при объяснении аристотелевских концепций на толкования Аверроэса.
Арабско-греческая философия становится тем звеном, посредством которого осуществлялась передача европейской средневековой культуре большей части наследия древнегреческой науки и философии. В мусульманских областях Европы, прежде всего в мавританской Испании, преподавали мусульмане, евреи, христиане. Сторонники всех трех вероисповеданий стремились защитить догматы собственной религии идеями из греческой философии, что, естественно, не могло не повлиять на христианскую схоластику. Как в политике, так и в философии арабо-мусульманские мыслители стремились не столько совершать революции, сколько ограничиваться тем, с чем имели дело древние, и совершенствовать то, что можно усовершенствовать. Но в итоге их вклад в науку и философию
123
объективно предварил тот исторический переворот в мировоззрении человечества, которым ознаменовалась в Европе эпоха становления буржуазных отношений. Жизнерадостное мировоззрение, перешедшее от арабов и питавшееся вновь открытой греческой философией, подготовило материализм XVII -XVIII вв.
- История философии
- Глава I. Философская культура Древнего Востока 9
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?» ...............21
- 5. Философия Древнего Китая ...........................................................26
- Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62
- Глава III. Философия Средневековья........................................99
- 1. Западноевропейская средневековая философия ...............................99
- 2. Философская мысль в Византии................................................... 117
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188
- Глава VII. История русской философской мысли ................255
- 1. Философские идеи Библии........................................................... 391
- 2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407
- Глава I. Философская культура Древнего Востока
- 1. Что такое «Древний Восток»?
- 3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии
- Пракрити, Пуруша,Майя
- Атман, Манас
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»
- 5. Философия Древнего Китая
- Характерные черты китайского мировосприятия
- Образ-понятие человека2
- 34 Становление китайской философской традиции
- Книга перемен
- Примеры написания гексаграмм
- Периодизация китайской философии
- Даосизм
- Дао и Дэ
- 49 Возможно ли познание Дао?
- Конфуцианство
- Срединный путь
- Проблема человека
- Гносеология
- Литература
- Глава II. Выдающиеся философы античности
- 1. Мудрейший из эллинов Самый первый
- «Все из воды»
- 2. Эфесский мудрец (Гераклит)
- 65 Этот космос не создал никто из богов...
- «Борьба - отец всего и всему царь»
- Власть - умным аристократам
- Нравственные поучения
- 3. «Я знаю, что ничего не знаю»
- Философия Сократа
- «Ирония» Сократа
- 72 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы
- 4. Гениальный ученик Сократа От бога Аполлона?
- Мир идей Платона
- Нравственный идеал
- О государстве
- 5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений»
- Учение о природе
- Роль души
- О богах
- Эпикуреец -развратник? Сластолюбец? Жуир?
- Не всякое удовольствие есть благо
- 90 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя
- Воздержание от излишеств
- О кротости и благодушии
- Сумей уйти в тень!
- Отношение к смерти
- О страданиях
- Как относиться к злу?
- О государстве
- 97 Литература
- Глава III. Философия Средневековья
- 1. Западноевропейская средневековая философия Что значит «средние века»?
- Каков смысл понятия «средневековая философия»?
- Характерные черты средневековой философии
- Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы
- Проблемы гносеологии: знание или вера?
- Доказательства бытия Бога
- Антропология: человек - образ и подобие Бога?
- Философия истории
- Оппозиционные философские направления
- Наследие и преемственность
- 2. Философская мысль в Византии
- 3. Арабская философия Средневековья
- Литература
- Глава IV. Философия эпохи Возрождения
- 1. Исторические особенности эпохи Возрождения
- 2. Специфика философской культуры Возрождения
- 3. Философия итальянского гуманизма2
- 4. Развитие идей неоплатонизма
- Таким образом, в период Возрождения:
- 5. Натурфилософия Возрождения
- Джордано Бруно (1548 - 1600).
- Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились:
- 6. Реформация и гуманизм
- 7. Социальная философия Ренессанса
- Заключение
- Литература
- Глава V. Философия Нового времени: XVII век
- 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XVII века
- 2. Английская философия XVII века Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества
- «Новый Органон» и его основные идеи
- 158 Учение об «идолах» или призраках познания
- 161 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя
- Гносеология: методы и знаки
- 164 Социально-политические взгляды Гоббса
- Этико-философские взгляды
- 3. Французская философия XVII века Декарт: жизнь и деятельность
- 167 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы
- Познание: цели и метод достижения истины
- Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений
- 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов Эпоха и жизнь Спинозы
- Учение о субстанции
- Атрибуты и модусы субстанции
- Концепция познания
- Этика Спинозы
- Жизнь и деятельность Лейбница
- Учение о монадах
- Познание: методы и принципы
- Заключение
- Литература
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени
- 1. Европейский мир на исходе Нового времени
- 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века
- 192 Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)
- Иоганн Готфрид Гердер (1744- 1803)
- Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832)
- 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии
- Докритический этап
- 201 Критика чистого разума
- Критика практического разума
- Критика способности суждения
- Социальная философия
- 4. Философия Фихте
- 5. Философия Шеллинга
- 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель
- 217 Бытие и мышление
- Идея развития
- Философия природы
- Философия Духа
- Философия истории
- 7. Ученики, последователи, оппоненты
- Гегельянство
- Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872)
- 234 Натурализм
- Карл Генрих Маркс (1818- 1883)
- 242 Неокантианство
- Иррационализм
- Заключение
- 248 Приложение 1 к главе VI
- Глава VII. История русской философской мысли
- Введение
- I. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX-XIII вв.)
- Влияние языческих традиций
- Античные взгляды и византийское православие Руси
- Философские идеи Киевской Руси
- 2. Древнерусская мудрость (XIV-хvii вв.)
- 263 Формирование идей национального и личного самосознания
- Еретические движения в духовной жизни Руси
- Начало светской мысли как предшественницы русской философии
- 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.)
- Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия
- Утверждение философии как теоретической науки
- Социальная философия декабризма
- 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)
- Ортодоксальное направление
- Демократическое направление
- Либеральное направление
- 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.)
- Спор об уникальности и универсальности русской культуры
- Демократические теории революционного процесса
- Марксизм и анархизм на русской почве
- 6. «Философия естествознания» в России
- Последователи Ломоносова
- Русский космизм
- 7. XX век в русской философии
- Философия русского «зарубежья»
- 294 Советский этап в русской философии
- 295 Заключение. Основные черты русской философии
- Литература
- Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности
- 1. Идейные предшественники
- 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития
- 3. Отношение к философии, понимание ее предмета
- 4. Логический позитивизм
- 5. Семантический позитивизм
- 6. Лингвистический анализ
- 7. Падение престижа неопозитивизма
- 8. Постпозитивизм
- 9. Прагматизм
- Социальные взгляды прагматистов
- Дальнейшая судьба прагматизма
- 330 Основные направления позитивизма
- 331 Литература
- Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века
- 1. «Философия жизни»
- 341 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше
- 2. Психоанализ 3. Фрейда
- 3. Неофрейдизм
- 353 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма
- 4. Философия экзистенциализма
- 360 Экзистенциалы человеческого бытия
- Литература
- Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма
- Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
- Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории
- Отношение к познанию и науке. Понимание философии
- Социальные взгляды экзистенциалистов
- Попытки реформировать экзистенциализм
- Литература
- 388 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии
- 1. Философские идеи Библии Библия о мироздании
- 392 Оценка учеными библейской картины мира
- Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека
- Библия о личности
- Почему человек страдает?
- 401 Свобода воли и предопределение
- Библия о смысле жизни
- 2. Нравственные идеи Библии
- Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена
- Десять Заповедей.
- Нравственное учение Иисуса Христа
- 428 Литература
- 429 Приложение II. Философия о. Шпенглера и ее эволюция
- 1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым Социально-политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)
- От школьного учителя до духовного пророка Германии
- Открытие принципиально новой философии истории
- Эволюция политических взглядов Шпенглера Работа «Прусская идея и социализм»
- 2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира
- «Прусская идея и социализм» -первое «неморфологическое» произведение Шпенглера
- Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины
- Единство философской и политической концепции о. Шпенглера
- 3. Шпенглер и национал-социализм Конгениальность идей Шпенглера идеологии нсдап и причины расхождения с национал-социализмом
- 4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)
- Литература