logo
История философии Мапельман Пенькова

401 Свобода воли и предопределение

Проблема личности, поставленная в Библии, тесно связана с проблемой свободы воли человека.

Ожесточенные споры о свободе человеческой воли и Боже­ственного Предопределения шли между сторонниками Пела­гия (ок. 360 - 418 г. н. э.) и Августина (354 - 430 г. н. э.). Сто­ронники Пелагия отрицали наследственность первородного греха, признавали возможность достижения совершенства без содействия Божественной силы посредством свободы челове­ка. Августин и его сторонники отстаивали тезис, что воля че­ловека свободна, но в границах «Божьего Предопределения». Сторонники Августина добились осуждения пелагианства как ереси на Вселенском соборе в Эфесе (431 г. н. э.). Однако по­лемика продолжалась и в V - VI вв.

По Библии, Бог определяет судьбы Вселенной и человека. «У вас же и волосы на голове сочтены», - говорится в Новом Завете. В Библии подчеркивается абсолютное могущество Бога, который не только поддерживает мир и управляет им, но и предвидит результаты действий, направляя мысли и по­ступки людей. Если это так, то в чем же заключается свобода человека?

Христианские философы считают, что человек как телесное существо подчинен детерминации, а дух как независимое от тела начало свободен. Несмотря на то, что Бог призывает человека к спасению, человек все же сам должен решить, участвовать ему в своем спасении или нет. Он может служить Богу и, таким образом, спасать себя, а может и отвернуться от Бога, стать атеистом и закрыть себе все пути к спасению.

Зло, происходящее в мире, христианские богословы ставят в зависимость от человеческой свободы. Бог существует не как принудительная сила по отношению к человеку, а как обая­ние, призыв. Под влиянием этого призыва человек должен свободно выбрать христианские идеалы и придти к Богу через христианскую любовь.

По мнению неотомиста Маритена, личность - это мир ду­ховной природы, наделенный свободой выбора. Та же мысль, но в иных формулировках, развивается в XX в. христианским экзистенциализмом и персонализмом. Например, у экзистен­циалиста Габриэля Марселя свобода рассматривается в различ­ных аспектах: онтологическом (подчеркивается определяющий характер свободы по отношению к необходимости), гносео­логическом («мир не познаваем, не познаваема сама свобода»),

402

социологическом («свобода в политических сферах невозмож­на: здесь свобода не подлинна»), этическом (свобода - это вы­бор между добром и злом, то есть выбор себя как нравствен­ного существа, что в конечном счете оказывается выбором христианской морали как кодекса поведения) и религиозным (подлинная свобода возможна только при мистической связи с Богом).

Габриэль Марсель все сферы проявления свободы подчи­няет религиозной. Быть свободным, по Марселю, значит быть самым собой, быть способным сказать «Я это Я». Может ли это сделать человек, тысячью нитей связанный обязательства­ми перед обществам? В повседневной жизни, следуя экзистен­циалистскому рассуждению, человек в большинстве своих по­ступков несвободен, он не может сказать «Я это Я». Имеется тысяча обстоятельств, когда каждый из нас вынужден сказать «Я не есть Я, ибо я веду себя как автомат». Действовать сво­бодно значит быть уверенным, что «Я есть Я». Эта уверенность быть самим собой в современном мире, где господствует от­чуждение человека, катастрофически уменьшается, пишет Марсель.

Человек должен сохранять состояние внутреннего диалога с самим собой. Это возможно только при одном условии: воз­вращении человека к Богу. - «Человек может быть или остает­ся свободным только в той мере, в какой он связан с транс­цендентальным».1 Как и немецкий экзистенциалист К. Ясперс, для которого свобода есть «соотнесенность с Богом», Марсель ставит свободу в зависимость от веры в Бога. - «Свободный акт, - пишет он, - это акт веры».2 Марсель считает, что вера является выражением свободы.

Человек не рождается свободным. Свободу, учит Марсель, дает человеку Милость, то есть Бог. Свобода - это безвозмезд­ный дар, который, однако, надо завоевать. Для достижения подлинной свободы человек должен пройти через нравствен­ное обновление, через крещение христианской моралью. Хри­стианские философы и богословы, считая внутреннюю приро­ду личности испорченной, полагают, что человек сам, без помощи Бога, не может сделать правильный выбор между доб­ром и злом. Человек в христианской традиции предрасполо­жен ко злу и греху, только Бог подталкивает человека к добру, к настоящей свободе. Вот откуда вытекает требование безус-

1 Marcel G. Le mystère de l'être. 1951, p. 179.

2 Marcel G. Le mystère de l'être. 1951, p. 179.

403

ловного повиновения верующего Богу и Церкви, как посред­ствующему между человеком и Богом звену.

Главную ценность свободы христиане видят не в проявле­нии личности в сфере практической жизни, а в вере в Бога, в подчинении человеческой свободы свободе Божественной, к убеждению человека в неполноценности его свободы, в чело­веческом бессилии, то есть его несвободе. Такую позицию более ярко выражает доктор богословия Р. Браун: «Я в плену у тебя и это есть единственная подлинная свобода», а неотомист Э. Жилъсон называет человеческую личность просто вещью, отданной на служение божеству и принадлежащий ему. Чело­веческая личность автономна именно благодаря тому, что она зависит от Бога, - писал Э. Жильсон в книге «Томизм».

Рассматривая человеческую свободу в зависимости от Бо­жественной свободы, христианские мыслители противоречат цели, которую они ставят перед собой - обеспечить свободу человеку. Ибо она ориентируется на две взаимоисключающие друг друга идеи - идею Предопределения, основывающуюся на допущении абсолютной воли Бога, и идею, допускающую сво­боду человека. Но абсолютная воля человека предполагает ог­раничение абсолютной воли Бога. Растворяя свободу человека в абсолютной воле Бога, христианские философы по существу ставят под сомнение возможность собственно человеческой свободы. Признавая человека свободным, они лишают Бога атрибута абсолютности. Это противоречие не удается разре­шить всей христианской философии, несмотря на то, что она предлагает различные варианты решений.