Конфуцианство
Традиционное устройство общественной жизни в Древнем Китае включало в себя большую и мощную чиновничью аристократию.
В ситуации феодальных распрей и междуусобиц (эпоха Чунь-сю) реальная политическая власть сосредоточилась в руках чиновников («служилых людей»). Насколько велико было влияние чиновничества на формирование единого китайского мировоззрения, свидетельствует тот факт, что величайший философ Китая - Кун-фу-цзы (Конфуций) - и по рождению, и по духу своего творчества принадлежал к чиновничеству3.
Конфуций родился в 551 г. до н. э. в царстве Лу. Прожил он 72 года. Главное сочинение Конфуция называется «Лунь-юй» (Беседы и поучения) и представляет собой сборник более или менее связанных между собой афоризмов, принадлежащих
1 «Даодэцзин», гл.. 47.
2 «Даодэцзин», гл. 47.
3 По легенде, Конфуций был рожден от драгоценного камня.
52
Конфуцию, жизненных ситуаций, в которые он попадал, отрывков из его бесед с учениками и т. д.
Если оставить в стороне внешнюю отрывочность и бессюжетность «Лунь-юй», на первый план выйдет главный вопрос, ради которого и было написано это произведение: «Как лучше управлять людьми: с помощью насилия или на основе добродетели?»
Конфуций был ярым защитником «мягкого» управления с опорой на мораль и правила поведения, поэтому философская школа, основанная Конфуцием и просуществовавшая без малого 2500 лет, носит отчетливо выраженный социально-этический характер.
Действительно, на важнейший вопрос этики: «Что значит жить добродетельно?», - Конфуций отвечает так: «Это означает жить в обществе и для общества». Конфуцианцев, в сущности, не интересует, что происходит с психикой, сознанием людей, т. к. они рассматривают человека лишь как исполнителя социальной функции. Конфуций ищет методы, которые бы позволили людям наилучшим образом выполнять эти функции: управляющим управлять, а управляемым хорошо управляться.
Настоящее, с точки зрения Конфуция, безобразно, ибо произошел отход от идеалов и ценностей прошедшей эпохи. Выход один - вернуть прошлое в настоящее. А для этого нужно прежде всего разобраться с общеупотребимыми словами, вернуть им первоначальный, старинный смысл, т. е. произвести то, что было Конфуцием названо «исправлением имен». Данное требование было выражено в следующем призыве Конфуция: «Господин должен быть господином, подданный -подданным, отец - отцом, а сын - сыном». Содержание слова «отец» включает в себя заботу о пропитании и воспитании ребенка. Вот отец и должен быть отцом, то есть выполнять свою социальную роль. Что значит быть «сыном»? Сын - это прежде всего почтительность к родителям, старшим братьям, старшим родственникам, предкам. Содержание имен «господин» и «подданный» практически полностью совпадает с содержанием слов «отец» и «сын». Господин должен быть отцом по отношению к своим подданным, а те - вечные «сыны», преисполненные почтительности ко всем старшим по чину.
- Как оказывать почтительность? То есть как регулировать взаимоотношения людей?
- На основе правил поведения, принятых в эпоху Чжоу. Так говорил Конфуций.
53
Чжоусский этикет был очень сложным, это были воистину «китайские церемонии». Преподавание правил поведения, ритуала было, как мы бы сейчас выразились, профилирующим предметом. Ритуализация охватывала практически все сферы человеческого существования: регулярные жертвоприношения и вообще «общение» с предками; отношения со старшими родственниками или начальствующими лицами; заключение брака; поведение супругов и т. д.
Закономерно могут возникнуть вопросы: почему древние китайцы такое значение отводили ритуализации повседневной жизни? Только ли в Древнем Китае такая роль отводилась ритуалу? На эти вопросы может быть несколько вариантов ответа, но наиболее правдоподобным представляется следующий: правильное, детализированное до мелочей исполнение ритуала являлось древним своеобразным магическим средством сохранения общемирового статуса-кво. Императору - Сыну Неба и чиновникам-конфуцианцам отводилась роль жрецов, магов-священнослужителей, воздействующих на Небо и Землю.
У древних иудеев был Завет, т. е. договор Бога-Яхве с человеком, где человек принимал на себя определенные обязанности по отношению к Богу, а Бог должен был сохранить, поддерживать им же созданный мир и помогать данному народу.
В древней Индии ритуал отражал представление о существовании закона космической эволюции, связывающего в единое целое Космос, Землю и Человека, поэтому ему отводилась совершенно исключительная роль. Было, правда, одно обстоятельство, благодаря которому «китайские церемонии» превзошли иудейские или индийские. У последних ритуал, усложняясь и охватывая все новые стороны бытия, в конечном итоге привел к выделению из общественной среды жреческого сословия - людей профессионально и по праву рождения исполнявших необходимые ритуальные действия. Они как бы брали на себя заботу о сохранении единства Неба и Земли, прошлого и настоящего. Иными словами, произошло разделение жизни на религиозно-ритуализированную и мирскую, относительно свободную от жесткого ритуала. В Китае же такого разделения не "было. Жизнь простого крестьянина была пропитана заботой об исполнении ритуала, «кормлении предков» и т. д. Поэтому иногда возникает вопрос о правомерности выражения «китайская религия».1
1 В том смысле, что китайцы заменили сферу религиозного сферой этико-ритуализированного в мировоззренческой картине мироздания.
54
Конфуций настаивал на возврате к древним правилам поведения, на распространении их не только в среде «служилых людей», но и простых смертных. Главным средством распространения их он считал просвещение. Однако просвещение всей Поднебесной - дело долгое и трудное. Нельзя ли как-то сжать, сократить громоздкие правила поведения, детально описывающие движение, положение тела, даже мимику лица в той или иной ситуации? Конфуций сумел дать ориентир людям, не изучавшим чжоусский этикет. Это так называемое «золотое правило» звучит следующим образом:
«Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных».
Конфуций верно подметил, что в основе нравственности, посредством которой он стремился управлять обществом, лежит добровольное самоограничение людей. В главе 15 «Лунь-юй» Конфуций пишет: «Сдерживание себя и возврат к правилам поведения». Моральность невозможна без самодисциплины.
«Превозмогать себя и возвращаться к должному в тебе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть -зависит только от нас самих», - пишет Конфуций.
С чего же следует начинать воспитание человеколюбия? Конечно же, с семьи. «Почтительность младших братьев к родителям и старшим братьям - основа человеколюбия».
Выше уже говорилось, что понятие «старшинство» в Древнем Китае включало в себя указание не только на возраст, но и на чин. Начальствующий - всегда старший, следовательно, ему надо оказывать такое же почтение, как и старшим по возрасту. Конфуций говорит об этом совершенно откровенно: «Среди почтительных к родителям и уважительных к старшим братьям мало любящих выступать против вышестоящих».1
Задача, которую поставил перед собой Конфуций - привить народу добровольную почтительность, почти что любовь к начальствующим лицам, будь то сельский староста, сборщик налогов или владетельный ван. Не ненависть и вражду сеял в сердцах людей древнекитайский мудрец, но почтительность и любовь.
1 «Луиь-юй», гл. I.
55
Обращаясь же к власть имущим, Конфуций предупреждал их: «...низкий человек в нужде становится распущенным». Великий китайский мудрец вовсе не был утопистом или мечтателем, напротив, его учение проникнуто хорошим знанием реальной жизни людей. Для управления на основе «бадао» (добродетели) должно быть несколько условий, но наиважнейшим условием Конфуций и его последователь Мэн-цзы называли экономически стабильную ситуацию в стране. Иными словами, народ покоряется тому, кто не мешает ему самому себя кормить. Мэн-цзы в качестве стабилизирующего средства указывал на необходимость наделения простолюдинов небольшой частной собственностью.
- История философии
- Глава I. Философская культура Древнего Востока 9
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?» ...............21
- 5. Философия Древнего Китая ...........................................................26
- Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62
- Глава III. Философия Средневековья........................................99
- 1. Западноевропейская средневековая философия ...............................99
- 2. Философская мысль в Византии................................................... 117
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188
- Глава VII. История русской философской мысли ................255
- 1. Философские идеи Библии........................................................... 391
- 2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407
- Глава I. Философская культура Древнего Востока
- 1. Что такое «Древний Восток»?
- 3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии
- Пракрити, Пуруша,Майя
- Атман, Манас
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»
- 5. Философия Древнего Китая
- Характерные черты китайского мировосприятия
- Образ-понятие человека2
- 34 Становление китайской философской традиции
- Книга перемен
- Примеры написания гексаграмм
- Периодизация китайской философии
- Даосизм
- Дао и Дэ
- 49 Возможно ли познание Дао?
- Конфуцианство
- Срединный путь
- Проблема человека
- Гносеология
- Литература
- Глава II. Выдающиеся философы античности
- 1. Мудрейший из эллинов Самый первый
- «Все из воды»
- 2. Эфесский мудрец (Гераклит)
- 65 Этот космос не создал никто из богов...
- «Борьба - отец всего и всему царь»
- Власть - умным аристократам
- Нравственные поучения
- 3. «Я знаю, что ничего не знаю»
- Философия Сократа
- «Ирония» Сократа
- 72 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы
- 4. Гениальный ученик Сократа От бога Аполлона?
- Мир идей Платона
- Нравственный идеал
- О государстве
- 5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений»
- Учение о природе
- Роль души
- О богах
- Эпикуреец -развратник? Сластолюбец? Жуир?
- Не всякое удовольствие есть благо
- 90 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя
- Воздержание от излишеств
- О кротости и благодушии
- Сумей уйти в тень!
- Отношение к смерти
- О страданиях
- Как относиться к злу?
- О государстве
- 97 Литература
- Глава III. Философия Средневековья
- 1. Западноевропейская средневековая философия Что значит «средние века»?
- Каков смысл понятия «средневековая философия»?
- Характерные черты средневековой философии
- Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы
- Проблемы гносеологии: знание или вера?
- Доказательства бытия Бога
- Антропология: человек - образ и подобие Бога?
- Философия истории
- Оппозиционные философские направления
- Наследие и преемственность
- 2. Философская мысль в Византии
- 3. Арабская философия Средневековья
- Литература
- Глава IV. Философия эпохи Возрождения
- 1. Исторические особенности эпохи Возрождения
- 2. Специфика философской культуры Возрождения
- 3. Философия итальянского гуманизма2
- 4. Развитие идей неоплатонизма
- Таким образом, в период Возрождения:
- 5. Натурфилософия Возрождения
- Джордано Бруно (1548 - 1600).
- Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились:
- 6. Реформация и гуманизм
- 7. Социальная философия Ренессанса
- Заключение
- Литература
- Глава V. Философия Нового времени: XVII век
- 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XVII века
- 2. Английская философия XVII века Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества
- «Новый Органон» и его основные идеи
- 158 Учение об «идолах» или призраках познания
- 161 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя
- Гносеология: методы и знаки
- 164 Социально-политические взгляды Гоббса
- Этико-философские взгляды
- 3. Французская философия XVII века Декарт: жизнь и деятельность
- 167 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы
- Познание: цели и метод достижения истины
- Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений
- 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов Эпоха и жизнь Спинозы
- Учение о субстанции
- Атрибуты и модусы субстанции
- Концепция познания
- Этика Спинозы
- Жизнь и деятельность Лейбница
- Учение о монадах
- Познание: методы и принципы
- Заключение
- Литература
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени
- 1. Европейский мир на исходе Нового времени
- 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века
- 192 Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)
- Иоганн Готфрид Гердер (1744- 1803)
- Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832)
- 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии
- Докритический этап
- 201 Критика чистого разума
- Критика практического разума
- Критика способности суждения
- Социальная философия
- 4. Философия Фихте
- 5. Философия Шеллинга
- 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель
- 217 Бытие и мышление
- Идея развития
- Философия природы
- Философия Духа
- Философия истории
- 7. Ученики, последователи, оппоненты
- Гегельянство
- Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872)
- 234 Натурализм
- Карл Генрих Маркс (1818- 1883)
- 242 Неокантианство
- Иррационализм
- Заключение
- 248 Приложение 1 к главе VI
- Глава VII. История русской философской мысли
- Введение
- I. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX-XIII вв.)
- Влияние языческих традиций
- Античные взгляды и византийское православие Руси
- Философские идеи Киевской Руси
- 2. Древнерусская мудрость (XIV-хvii вв.)
- 263 Формирование идей национального и личного самосознания
- Еретические движения в духовной жизни Руси
- Начало светской мысли как предшественницы русской философии
- 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.)
- Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия
- Утверждение философии как теоретической науки
- Социальная философия декабризма
- 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)
- Ортодоксальное направление
- Демократическое направление
- Либеральное направление
- 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.)
- Спор об уникальности и универсальности русской культуры
- Демократические теории революционного процесса
- Марксизм и анархизм на русской почве
- 6. «Философия естествознания» в России
- Последователи Ломоносова
- Русский космизм
- 7. XX век в русской философии
- Философия русского «зарубежья»
- 294 Советский этап в русской философии
- 295 Заключение. Основные черты русской философии
- Литература
- Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности
- 1. Идейные предшественники
- 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития
- 3. Отношение к философии, понимание ее предмета
- 4. Логический позитивизм
- 5. Семантический позитивизм
- 6. Лингвистический анализ
- 7. Падение престижа неопозитивизма
- 8. Постпозитивизм
- 9. Прагматизм
- Социальные взгляды прагматистов
- Дальнейшая судьба прагматизма
- 330 Основные направления позитивизма
- 331 Литература
- Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века
- 1. «Философия жизни»
- 341 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше
- 2. Психоанализ 3. Фрейда
- 3. Неофрейдизм
- 353 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма
- 4. Философия экзистенциализма
- 360 Экзистенциалы человеческого бытия
- Литература
- Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма
- Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
- Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории
- Отношение к познанию и науке. Понимание философии
- Социальные взгляды экзистенциалистов
- Попытки реформировать экзистенциализм
- Литература
- 388 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии
- 1. Философские идеи Библии Библия о мироздании
- 392 Оценка учеными библейской картины мира
- Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека
- Библия о личности
- Почему человек страдает?
- 401 Свобода воли и предопределение
- Библия о смысле жизни
- 2. Нравственные идеи Библии
- Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена
- Десять Заповедей.
- Нравственное учение Иисуса Христа
- 428 Литература
- 429 Приложение II. Философия о. Шпенглера и ее эволюция
- 1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым Социально-политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)
- От школьного учителя до духовного пророка Германии
- Открытие принципиально новой философии истории
- Эволюция политических взглядов Шпенглера Работа «Прусская идея и социализм»
- 2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира
- «Прусская идея и социализм» -первое «неморфологическое» произведение Шпенглера
- Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины
- Единство философской и политической концепции о. Шпенглера
- 3. Шпенглер и национал-социализм Конгениальность идей Шпенглера идеологии нсдап и причины расхождения с национал-социализмом
- 4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)
- Литература