5. Философия Шеллинга
В XVII - XIX вв. в Европе философия входила в число обязательных университетских курсов. Возможно, поэтому, многие одаренные студенты, столкнувшись со всеобщим, вкусив сладости познавания, оценив плодотворность и жизненность абстракции, изменяли свои первоначальные планы. Они ставили новые философские проблемы, разрабатывали собственные концепции.
В этом отношении не был исключением и Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854). Его отец (пастор, проповедник, преподаватель духовной семинарии) был образованным и культурным человеком. Своего одаренного сына он подготовил к раннему образованию, и в Тюбингенский университет юный Шеллинг поступил на три года раньше предписанного возраста. Закончив обучение, он, как Кант и Фихте, стал домашним воспитателем, продолжая самостоятельные занятия философией. Его первые работы на этом поприще были замечены Гете, и вскоре Шеллинга пригласили в Иенский университет. Взлет авторитета философа и его популярности были чрезвычайно стремительными.
После недолгого пребывания в Вюрцбургском университете Шеллинг переезжает в Мюнхен, где его избирают членом Академии наук и секретарем Академии изящных искусств. Но к этому времени философская позиция ученого заметно изменилась, а с ней постепенно стал утрачиваться и авторитет. Самолюбие Шеллинга было глубоко уязвлено этим фактом, а также тем, что пальму первенства в философии перехватил Гегель, его друг и сокурсник по Тюбингенскому университету. Открытая полемика окончилась поражением Шеллинга. И после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете, ему не удалось вернуть былого влияния. Шеллинг практически исчез с философского небосклона Германии и последние десять лет жизни провел замкнуто, почти отшельнически.
Обратимся к философскому творчеству Шеллинга. Изучая работы Канта и особенно Фихте, он приходит к выводу, что один из бесспорных элементов бытия как бы выпадает из теоретических систем этих философов - это природа. У Канта она поглощена таинственной непознаваемой «вещью в себе», а у Фихте ограничена природными склонностями человека и по-
213
знаваема лишь этическим знанием. Однако все это вступало в противоречие с открытиями в сфере естествознания (см. приложение 1 к главе).
Опираясь именно на них, Шеллинг провозглашает существующим не только субъективное Я, но и природу. Первоосновой всего мира он объявляет тождество бытия и мышления, между которыми нет ведущего и ведомого элементов, начального и производного. «Высшее начало не может быть ни субъектом, ни объектом, ни тем и другим одновременно, но исключительно лишь Абсолютной Тождественностью...»1 Это -бессознательная составляющая Мирового Духа. Абсолютное тождество полно желаний, их неосознанная реализация и творит природу, развивающуюся до самопознания. Происходит это путем усматривания в природе наличия реальных динамических противоречий в виде противоположностей. «Эти две борющиеся силы... приводят к идее организующего начала, образующего систему мира. Быть может, древние и хотели его обозначить термином Мировая Душа».2 Противоположность первоначальных сил абсолютна, а потому у всех процессов должно быть единое начало и не может быть особых материй, типа «электрическая материя», «световое вещество», «теплород», «флогистон» и др. Любой природный объект обладает способностью разложения до некоторого предела, достигнув которого процесс меняет свою направленность на обратную. Таким образом в природе осуществляется бесконечный круговорот.
«Природа - это различные ступени развития одной и той же абсолютной организации».3 Опираясь на эту мысль, Шеллингу удалось высказать ряд выдающихся догадок: о единстве и развитии природы, об электромагнитной теории материи, о происхождении органического мира из неорганического, о чувственном этапе познания и роли психических процессов в жизни человека.
Предлагая свою позицию в отношении природы, Шеллинг исходил из идеи тождественности бытия и мышления и разработал собственную версию процесса познания. В соответствии с ней, в изначальном Абсолюте содержится особое орудие познания - «интеллектуальная интуиция», которая позволяет разуму непосредственно созерцать предмет. Созерцание означало и творение. Творение осуществлялось в соответствии с
1 Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936, с. 362.
2 Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936, с. 218.
3 Шеллинг. Идеи к философии природы. Соч., т. 1, М., 1987, с. 192.
214
Абсолютом. Идеальный по своей сути Абсолют порождал стремление к совершенству в природе, результатом чего и стало ее многообразие. Таким образом, природа стремится в своем развитии к Абсолютному Духу, как к собственной цели. Познание же идет от него как источника и проходит при этом три этапа: ощущение (пассивное состояние, признающее влияние извне), созидательное созерцание (созидание тела в природе без осознания самого процесса), рефлексия (осознание тождества субъекта-творца и объекта-творения). Следовательно, познание представляет собой у Шеллинга некий мистический акт воспоминания своей предыстории, в начале которой лежит Абсолютный Дух.
История человечества в целом тоже имеет свою цель. Это свобода. Но раз каждый человек свободен в своих поступках, то, значит, следствия их постичь невозможно. Однако равнодействующая всех движений в обществе подчиняется скрытой необходимости, аналогичной кантовскому нравственному закону. В соответствии с ним в истории общества выделяются три периода:
- период судьбы с его трагедиями, необузданностью, произволом и хаосом;
- период природы, когда на основе постижения законов начинается созидательный процесс управления обществом;
- период Провидения - будущее человечества: «Мы не можем сказать, когда начнется этот период. Но когда он настанет, тогда придет Бог».
Человек у Шеллинга - существо деятельное. Его теоретическое Я занято созерцанием мира, практическое - установлением в нем порядка, а художественное - творением явлений и процессов природы. Художественное производство есть высший вид творчества, ибо произведения искусства не имеют Цели, не служат пользе, они вне оценок нравственного и научного характера. Это факты природы, «возрожденные гениями». Гении потому так высоки, что обладают способностью вкладывать смысл в бессознательные явления.
Таким образом, активный субъективный идеализм Фихте у Шеллинга заменяется созерцательным идеализмом объективного толка. Постепенно философ отказывается от своей философии природы, выдвигая на первый план иррациональные мотивы. Саморазвитие абсолютного тождества у него воплощается в Боге, который в своей жизни проходит три эпохи: домировую (довременное существование), настоящую и буду-
215
щую. На этом пути осуществляется движение от тьмы к свету. В человеческой индивидуальности это проявляется в борьбе добра и зла. Зло выступает положительной силой, через которую проявляется себялюбие человека и его движение к добру. Добро же есть связь с Богом, нравственность есть религиозность.
Остается только посочувствовать трагической судьбе этого «поэта науки», философская смерть которого наступила задолго до естественного природного конца.
- История философии
- Глава I. Философская культура Древнего Востока 9
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?» ...............21
- 5. Философия Древнего Китая ...........................................................26
- Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62
- Глава III. Философия Средневековья........................................99
- 1. Западноевропейская средневековая философия ...............................99
- 2. Философская мысль в Византии................................................... 117
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188
- Глава VII. История русской философской мысли ................255
- 1. Философские идеи Библии........................................................... 391
- 2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407
- Глава I. Философская культура Древнего Востока
- 1. Что такое «Древний Восток»?
- 3. Философия Древней Индии Этапы и источники древнеиндийской философии
- Пракрити, Пуруша,Майя
- Атман, Манас
- 4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?»
- 5. Философия Древнего Китая
- Характерные черты китайского мировосприятия
- Образ-понятие человека2
- 34 Становление китайской философской традиции
- Книга перемен
- Примеры написания гексаграмм
- Периодизация китайской философии
- Даосизм
- Дао и Дэ
- 49 Возможно ли познание Дао?
- Конфуцианство
- Срединный путь
- Проблема человека
- Гносеология
- Литература
- Глава II. Выдающиеся философы античности
- 1. Мудрейший из эллинов Самый первый
- «Все из воды»
- 2. Эфесский мудрец (Гераклит)
- 65 Этот космос не создал никто из богов...
- «Борьба - отец всего и всему царь»
- Власть - умным аристократам
- Нравственные поучения
- 3. «Я знаю, что ничего не знаю»
- Философия Сократа
- «Ирония» Сократа
- 72 Государство сильно тем, как граждане исполняют законы
- 4. Гениальный ученик Сократа От бога Аполлона?
- Мир идей Платона
- Нравственный идеал
- О государстве
- 5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений»
- Учение о природе
- Роль души
- О богах
- Эпикуреец -развратник? Сластолюбец? Жуир?
- Не всякое удовольствие есть благо
- 90 Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя
- Воздержание от излишеств
- О кротости и благодушии
- Сумей уйти в тень!
- Отношение к смерти
- О страданиях
- Как относиться к злу?
- О государстве
- 97 Литература
- Глава III. Философия Средневековья
- 1. Западноевропейская средневековая философия Что значит «средние века»?
- Каков смысл понятия «средневековая философия»?
- Характерные черты средневековой философии
- Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы
- Проблемы гносеологии: знание или вера?
- Доказательства бытия Бога
- Антропология: человек - образ и подобие Бога?
- Философия истории
- Оппозиционные философские направления
- Наследие и преемственность
- 2. Философская мысль в Византии
- 3. Арабская философия Средневековья
- Литература
- Глава IV. Философия эпохи Возрождения
- 1. Исторические особенности эпохи Возрождения
- 2. Специфика философской культуры Возрождения
- 3. Философия итальянского гуманизма2
- 4. Развитие идей неоплатонизма
- Таким образом, в период Возрождения:
- 5. Натурфилософия Возрождения
- Джордано Бруно (1548 - 1600).
- Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились:
- 6. Реформация и гуманизм
- 7. Социальная философия Ренессанса
- Заключение
- Литература
- Глава V. Философия Нового времени: XVII век
- 1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XVII века
- 2. Английская философия XVII века Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества
- «Новый Органон» и его основные идеи
- 158 Учение об «идолах» или призраках познания
- 161 Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя
- Гносеология: методы и знаки
- 164 Социально-политические взгляды Гоббса
- Этико-философские взгляды
- 3. Французская философия XVII века Декарт: жизнь и деятельность
- 167 Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы
- Познание: цели и метод достижения истины
- Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений
- 4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов Эпоха и жизнь Спинозы
- Учение о субстанции
- Атрибуты и модусы субстанции
- Концепция познания
- Этика Спинозы
- Жизнь и деятельность Лейбница
- Учение о монадах
- Познание: методы и принципы
- Заключение
- Литература
- Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени
- 1. Европейский мир на исходе Нового времени
- 2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века
- 192 Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)
- Иоганн Готфрид Гердер (1744- 1803)
- Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832)
- 3. Кант - родоначальник немецкой классической философии
- Докритический этап
- 201 Критика чистого разума
- Критика практического разума
- Критика способности суждения
- Социальная философия
- 4. Философия Фихте
- 5. Философия Шеллинга
- 6. Апогей немецкого идеализма. Гегель
- 217 Бытие и мышление
- Идея развития
- Философия природы
- Философия Духа
- Философия истории
- 7. Ученики, последователи, оппоненты
- Гегельянство
- Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872)
- 234 Натурализм
- Карл Генрих Маркс (1818- 1883)
- 242 Неокантианство
- Иррационализм
- Заключение
- 248 Приложение 1 к главе VI
- Глава VII. История русской философской мысли
- Введение
- I. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX-XIII вв.)
- Влияние языческих традиций
- Античные взгляды и византийское православие Руси
- Философские идеи Киевской Руси
- 2. Древнерусская мудрость (XIV-хvii вв.)
- 263 Формирование идей национального и личного самосознания
- Еретические движения в духовной жизни Руси
- Начало светской мысли как предшественницы русской философии
- 3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.)
- Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия
- Утверждение философии как теоретической науки
- Социальная философия декабризма
- 4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)
- Ортодоксальное направление
- Демократическое направление
- Либеральное направление
- 5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.)
- Спор об уникальности и универсальности русской культуры
- Демократические теории революционного процесса
- Марксизм и анархизм на русской почве
- 6. «Философия естествознания» в России
- Последователи Ломоносова
- Русский космизм
- 7. XX век в русской философии
- Философия русского «зарубежья»
- 294 Советский этап в русской философии
- 295 Заключение. Основные черты русской философии
- Литература
- Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности
- 1. Идейные предшественники
- 2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития
- 3. Отношение к философии, понимание ее предмета
- 4. Логический позитивизм
- 5. Семантический позитивизм
- 6. Лингвистический анализ
- 7. Падение престижа неопозитивизма
- 8. Постпозитивизм
- 9. Прагматизм
- Социальные взгляды прагматистов
- Дальнейшая судьба прагматизма
- 330 Основные направления позитивизма
- 331 Литература
- Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века
- 1. «Философия жизни»
- 341 Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше
- 2. Психоанализ 3. Фрейда
- 3. Неофрейдизм
- 353 Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма
- 4. Философия экзистенциализма
- 360 Экзистенциалы человеческого бытия
- Литература
- Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма
- Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители
- Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории
- Отношение к познанию и науке. Понимание философии
- Социальные взгляды экзистенциалистов
- Попытки реформировать экзистенциализм
- Литература
- 388 Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии
- 1. Философские идеи Библии Библия о мироздании
- 392 Оценка учеными библейской картины мира
- Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека
- Библия о личности
- Почему человек страдает?
- 401 Свобода воли и предопределение
- Библия о смысле жизни
- 2. Нравственные идеи Библии
- Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена
- Десять Заповедей.
- Нравственное учение Иисуса Христа
- 428 Литература
- 429 Приложение II. Философия о. Шпенглера и ее эволюция
- 1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым Социально-политическая и экономическая ситуация в Германии (1900 - 1914)
- От школьного учителя до духовного пророка Германии
- Открытие принципиально новой философии истории
- Эволюция политических взглядов Шпенглера Работа «Прусская идея и социализм»
- 2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира
- «Прусская идея и социализм» -первое «неморфологическое» произведение Шпенглера
- Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины
- Единство философской и политической концепции о. Шпенглера
- 3. Шпенглер и национал-социализм Конгениальность идей Шпенглера идеологии нсдап и причины расхождения с национал-социализмом
- 4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности)
- Литература