logo
История философии Мапельман Пенькова

2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407

Моисей............................................................................................ 408

7

Божественное повеление. Выведение израильского народа

из египетского плена.......................................................................409

Нравственное учение Иисуса Христа.............................................420

Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция .....430

1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» - проснуться знаменитым.......... 431

Социально- политическая и экономическая ситуация

в Германии (1900 - 1914) ..................................................................431

От школьного учителя до духовного пророка Германии ...........432

Открытие принципиально новой философии истории ................433

Эволюция политических взглядов Шпенглера.............................435

2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира........ 437

«Прусская идея и социализм» - первое «неморфологическое» произведение Шпенглера........438

Конкретизация Шпенглером своей политической

доктрины........................................................................................... 442

Единство философской и политической концепции

О. Шпенглера...................................................................................445

3. Шпенглер и национал-социализм.................................................. 449

Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП

и причины расхождения с национал-социализмом ......................449

4. Последний период творчества: «Человек и техника»,

«Годы решений» (Германия в опасности)........................................... 453

8

Предисловие

Философия - один из древнейших способов постижения мира и определения личностью своего места в нем. На протя­жении десятков веков человечество с ее помощью удовлетво­ряло свое любопытство, развивало воображение, совершенст­вовало интеллектуальное мастерство, питало сомнение, поддерживало дух творчества. Не случайно наш соотечествен­ник философ С.Н. Булгаков отмечал: «Философия по сущест­ву своему есть неутолимая и всегда распаляемая «любовь к Софии»; найдя удовлетворение, она замерла бы и прекратила бы свое существование. Предмет ее стремления находится за пределами ее обладания».

Курс философии в современных высших учебных заведе­ниях, в соответствии с государственными общеобразователь­ными стандартами, знакомит учащихся с двумя вариантами подхода к постижению основных философских вопросов: историко-культурным и предметно-системным. Ограниченность объема учебного курса, полифоничность и разнообразие пози­ций мыслителей разных эпох практически по всем рассматри­ваемым вопросам, отсутствие у студентов младших курсов не­обходимого опыта работы со специальной литературой, значительная доля времени, отводимая на самостоятельное знакомство с материалом, создают ощутимые трудности у сту­дентов нефилософских вузов.

Предлагаемое учебное пособие создавалось в надежде по­мочь учащимся овладеть базовыми знаниями по философии, выработать и закрепить необходимые навыки и умения работы с философским материалом. Опыт преподавания обновлен­ного курса философии в техническом вузе показал, что наи­большие сложности возникают при изучении историко-философских проблем. Их постижение требует привлечения серьезных исторических, культурологических и общефилософ­ских знаний. В учебниках по философии нового поколения данная часть программы представлена, как правило, сжато, концептуально, крайне лаконично.

В связи с этим авторский коллектив при подготовке мате­риала стремился полнее показать условия и причины форми­рования, развития и смены различных типов философствова­ния в истории человечества, познакомить с характерными для них школами, учениями, мыслителями. В материалах пособия

9

используются идеи дискуссионного характера, изложение ве­дется в различной тональности - от повествовательной до сю­жетной, привлекаются схемы и таблицы. В зависимости от разнообразия, доступности и сложности рекомендуемой лите­ратуры авторы отдельных глав сосредотачиваются либо на воспроизведении целостной исторической философско-культурной картины, свойственной для конкретного периода, либо на творчестве отдельных выдающихся представителей философской мысли этой эпохи.

В задачи учебного пособия входит привлечение внимания учащихся к философской проблематике, стимулирование са­мостоятельной работы студентов в ходе ее освоения, выработка способности к исторически конкретному восприятию интел­лектуальной среды той или иной научной идеи, расширение кругозора и развитие воображения будущих специалистов.

10