logo
История философии Мапельман Пенькова

2. Древнерусская мудрость (XIV-хvii вв.)

Три с лишним столетия формировалось и укреплялось единое древнерусское государство, прежде чем в начале XII в. распа­лось на ряд независимых и полузависимых княжеств. Борьба между ними за первенство сопровождалась усилением и воз­вышением одних, подчинением и угасанием других. Несколько десятилетий понадобилось нашим предкам, чтобы осознать необходимость политической и экономической консолидации. В конце XII в. на Руси центростремительные процессы начали набирать силу.

В течение длительного времени наша страна прикрывала собой Европу от набегов кочевых племен: сначала хазар, затем печенегов и сменивших их половцев. А в начале XIII в. на Русь пришла первая мощная волна монголо-татарского наше­ствия. Еще не успевшая укрепиться в новом единстве страна оказалась под властью завоевателей почти на два столетия. За счет ее земель стремились поживиться Великое княжество Литовское, Польша и католическая Церковь в лице Тевтон­ского ордена. Борьбу за освобождение страны возглавила не­покоренная Северо-Восточная Русь. Здесь же начали форми­роваться и центры культуры.

К XV в. Русь оказалась экономически опустошенной, по­литически оскорбленной и духовно униженной. Многое при­ходилось начинать сначала. Русь объединяется и обновляется. В XVI - XVII вв. она уже крупное централизованное государ­ство с единой экономикой. Не боярство, а служилое дворянст­во определяет жизнь в обществе. Окончательно оформляется крепостное право и показывает себя во всей «красе», порож­дая две крестьянские войны (Ивана Болотникова и Степана Разина). Вопросы культурной ориентации государства реша­ются между сторонниками «греческого» образования и «латинствующими». Церковь пока еще остается оплотом идео­логии, культуры и просвещения, но уже постепенно возникает светская литература, формируется новый слой интеллигенции.