logo search
История философии Мапельман Пенькова

Иррационализм

В 20-е годы XIX столетия громко зая­вили о себе учения, которые не искали опоры ни только в естественных про­цессах, но и в разуме, считая внимание философии к рациональности явно преувеличенным. И прежде всего надо вспомнить в этом случае Артура Шо­пенгауэра (1788 - 1860).

Показательна одна из записей Шопенгауэра после его оче­редной беседы-дискуссии с Гете: «Этот Гете в такой степени

1 Другое название этого направления - «махизм».

2 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 177.

3 Подробнее см. гл. VII, позитивизм XX в. и его разновидности.

246

был реалистом, что ему никогда и в мысль не могло прийти, что предметы как таковые существовали лишь постольку, по­скольку их представляет познающий субъект». Сам же он был в этом уверен.

В своей концепции Шопенгауэр исходит из кантовской «вещи в себе», но дает ей собственную трактовку. Она пред­ставляет собой бессознательную «волю к жизни», внеразумную силу. Эта сила объективируется в многочисленных формах, определяя стремление к ничем не ограниченному господству. Человек не может постичь направленность влечений собст­венной воли и существует в мире иллюзий и миражей.

Жизнь, по мнению Шопенгауэра, полна страданий и во­площается у человека в «войне всех против всех», наполняя его существование глубоким унынием: «наше положение так горестно, что решительно надо было бы ему предпочесть со­вершенное небытие... но какой-то голос говорит нам, что это не так, что в этом не конец, что смерть не абсолютное унич­тожение». «Оптимизм... представляется мне не только неле­пым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой на­смешкой над невыразимыми страданиями человечества». Одним словом, «воля отворачивается от жизни; теперь она содрогается перед ее радостями, в которых видит ее утверждение. Человек доходит до состояния добровольного отречения... истин­ной безмятежности и совершенного отсутствия желаний».1

Таким образом, преодолевается индивидуальное, усмиряет­ся воля к жизни, исчезают порождающие страдания явления и происходит полное успокоение духа.

Уход от классического рационализма в иррационализм на­шел свое выражение в целом ряде направлений. Одним из них явилась «философия жизни» (представители - Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель и др.). Богатство понятия «жизнь» позво­лило разнообразить его трактовку. Так, акцент на биологиче­ских аспектах привел к обоснованию культа силы, сведению источника развития к волевым усилиям по обеспечению абсо­лютного освобождения индивида, к формированию идей «сверх­человека». Внимание к историческим аспектам позволило трак­товать жизнь как целостный духовный процесс в условиях ре­конструкции особенностей эпохи. Этот акт осуществляется интуитивно.

1 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Антология миро­вой философии, т. 3. М., 1971, сс. 698 - 701.

247

Стремление освободить философские представления от на­туралистических составляющих породило феноменологию (основатель - Э. Гуссерль), где феномен представляет собой первоявление, прообраз, существующий в виде комплекса ас­социаций.

Иррационализм в нач. XX в. выделил из себя еще целый ряд течений и школ.1