Учение Платона об идеальном государстве.
Государство:
В диалоге "Государство" Платон рассматривает четыре формы несовершенных государств, где каждое следующее хуже предыдущего.
Тимократия (власть военных). Прообразом такого государства для Платона была Спарта. Мальчики и
девочки воспитывались примерно одинаково. Каждое государство воспитывает свой тип гражданина. Тимократический человек законам послушен, с равными почтителен, к рабам беспощаден, но не призирает их. Достоинством читает все военное и прежде всего подвиги а не деньги и не умение красиво говорить. Постепенно целью становится не слава, а нажива. Тимократия перерождается в олигархию.
Олигархия (власть богатых). Бедные в правлении не участвуют. Олигархический человек чрезвычайно
ценит деньги, не допускает пустых трат. Он развращен властью денег. Готов совершить любое преступление. Сдерживает его только страх потерять имущество. Беднота недовольна таким положением дел и при каждом удобном случае бунтует. Если ей удается, она свергает олигархов. Одних убивает - других изгоняет. Имущество их предается разграблению. Олигархию заменяет демократия.
Демократия (власть народа). Формально в государстве все равны. Выбор на государственной должности
осуществляется по жребию. В таком государстве закон выполнять не обязательно в связи с частой его сменой. Демократический человек знает только свои права, но не желает знать обязанности. Любое принуждение вызывает в нем возмущение, как нечто недопустимое. Народ в конце концов устает от анархии и ищет, кому бы передать власть. Как правило, этим человеком оказывается народный любимец. Он то и становится тираном.
Тирания (власть одного человека). Если в демократии хотя бы соблюдается видимость закона, то тиран
выше всех законов. сначала тиран милостив и кроток, прощает долги, раздает землю свите и народу. Для удержания власти тиран втягивает государство в войну, чтобы народ чувствовал необходимость в нем. Далее тиран уничтожает всех политических противников.
Как альтернативу, Платон предлагает свою модель государтва. по Платону государство должно быть подобно душе человека.
Душа состоит из трех частей: разума, воли и чувств. В государстве им соответствуют: правители-философы (главная их добродетель - мудрость), воины-стражи (их добрдетель - мужество), крестьяне-ремесленники (их добродетель - воздержание). Общей для все добродетелей является справедливость.
Главная цель государства - благо самого государства.
Во имя этой цели все граждане ограничены в правах:
Платон предлагает уничтожить частную собственность: в любом государстве фактически есть два
государства (бедных и богатых), которые ведут между собой войну. Эта война в конце концов уничтожит и само государство. Частный собственник думает только о своих интересах и готов предать всех ради денег.
Не использовать деньги внутри государства. Они необходимы только для внешней торговли. Таким
образом Платон ликвидирует все имущественные споры.
Отказ от семьи
1)семья также отвлекает человека от служения государству.
2)для пополнения населения по мере необходимости собираются лучшие мужчины и женщины. Новорожденных детей отбирают и передают на суд старейшинам. Здоровых оставляют, больных уничтожают. Дети воспитываются государством. По мере воспитания выявляются способности детей и определяется, в какой класс они попадут. Число граждан ограничено числом плодородной земли (каждый гражданин имеет надел, который кормит его в течение года. Надел нельзя продать, проиграть, обменять).
В государстве по Платону не должно быть:
юристов
врачей
купцов
Считал необходимым рабство.
- Генезис (появление) философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Классификация философских учений.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- 1. Учение Моцзы и Конфуця.
- 2. Даосизм.
- 3. Легизм.
- Античная философия (общая характеристика)
- Досократики: Пифагорейцы, Гераклит, Элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 16 Философия и учения эпохи возрождения
- 2. Возрождение
- 1. «Знание - сила» - философия ф. Бэкона и т. Гоббса
- 30. Общая характеристика русской философии XX века
- 31. Философская система Соловьева.
- 32. Русский космизм.
- 33. Вопрос о сущности техники в философии хх в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- 34. Принципы и категории онтологии
- 35. Понятие материи в философии и науке
- 36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
- 37. Идеи развития философии
- 38. Диалектика в исторической философии
- 39. Проблема метод в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- 1. Учение о всеобщей связи
- 2. Принцип развития
- 1. Закон единства и борьбы противоположностей
- 2. Закон взаимного перехода колич. И качеств. Изменений
- 3. Закон отрицания отрицания
- 41. Проблема сознания в философии. Его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное
- 42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биолгическое, социальное и духовное в человеке
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Сущность и существование
- 3. Биологическое и социальное в человеке
- 43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание
- 44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
- Методология и методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и её критериях в истории философии.
- 1) Характером объекта к которому относится,
- 2) Условиями места, времени;
- 3) Ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в.И.Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- 2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
- Проблема смысла жизни в философии