logo
СУПЕР-МЕГА ОГРОМНЫЕ ШПОРЫ ПО ФИЛОСОФИИ

3. Закон отрицания отрицания

-закон о поступательной направленности развития

-схема спирали (развитие с нов этапом впит лучшее с предыдущего, т. е .отрицание старого с сохр лучшего из него

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление - то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству - к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления. При определенных условиях необходимость - вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность - отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта.

Причина и следствие - под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. Единичное, особенное и всеобщее-единичное - определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества.

МЕТАФИЗИКА.

-отвергает противоположности

- метафика(то, что следует после физики)- умозрительная теория, не имеющая отношения к опыту

- С Гегеля- метод познания-антидиалектический

Принципы

1. Принцип одностороннего изолированного анализа явлений

-нет связи с др. явлениями (т. е. односторонний анализ)

Законы

1. Или А, или не А.

2. Или качественное, или количественное(или скачки, или постепенное )

3. Развитие по кругу или по прямой

40. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли.

Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Сам термин “детерминация” происходит от латинского determino (определяю) и может быть расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa - причина), связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной деятельности. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.).

Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа - этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.

В истоках метафизической трактовки детерминизма мы обнаруживаем атомистическую концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура) отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. Такой детерминизм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и другими философами Нового времени.

После дарвиновской теории происхождения видов и в особенности появлению квантовой механики, выяснилось, что многие законы, объясняющие мир, носят статистический характер, то есть не допускают однозначной предсказуемости и, следовательно, являются законами вероятными.

В истории философии известны два вида индетерминизма:

1. Так называемый “объективный” индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования.

2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные не из практики, формы нашего мышления.

Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношениях вещей, закономерных связей явлений и событий объективного мира. Таким образом, каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Отсюда вытекает, что свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения со знанием дела. Свобода воли есть необходимое условие любой целенаправленной, сознательной деятельности, субъекту которой неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответственность предполагает, с одной стороны, осознание должного, а с другой - возможность свободного выбора путей его реализации.

Детерминизм - учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности. Детерминизму идеалисты противопоставляют индетерминизм, т.е. учение, утверждающее, что естественный ход вещей в мире не подчинен закономерности, причинности, что люди обладают свободой воли, их действия ни о чего не зависят. Идеалисты в целях защиты индетерминизма используют философскую слабость части физиков, которые дают неверные, идеалистические выводы об отсутствии причинной обусловленности в мире мельчайших материальных частиц. Так, например, некоторые физики утверждают, что электрон обладает «свободой воли» в своем движении.

Философское течение - экзистенциализм - основано на отрицании причинности в общественной жизни. Представители этого течения заявляют, что детерминизма нет, человек свободен.

Диалектический материализм, признавая причинную обусловленность всех явлений природы и общества, в тоже время отрицает механистический, метафизический детерминизм, отождествляющий причинность и необходимость, утверждающий, что признание необходимости исключает всякие случайности в природе и обществе и делает ненужной активную деятельность человека. Доведенный до своего логического завершения, такой детерминизм превращается в фатализм - веру в судьбу (рок) и в квиетизм - проповедь полной бездеятельности человека, отрицание революционной борьбы.

Свобода воли = Свобода выбора (греч. фп бэфеопэуйпн или фп ец ' змЯн, лат. liberum arbitrium) - от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками.

У Сократа: разумная свобода есть истинное знание. Лейбниц: все определено волей Божьей. Кант: причинность есть одна из форм представления, по которым наш ум строит мир явлений.