43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.
Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Существует 2 ответа на вопрос, познаваем ли мир.
1. да, мир познаваем. (гносеологический оптимизм).
2. нет (скептицизм и агностицизм).
Агностицизм – гносеологическое понятие, представители которого отрицают полностью или частично возможность познания мира.
Познавательный оптимизм – концепция, утверждающая возможность познания мира.
Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.
В новое время, скептицизм был принят в качестве методологического принципа, направленного против авторитаризмов познания и против поспешного принятия необоснованных принципов. Сейчас принято говорить о разумном скептицизме. В средние века в европейской схоластической философии обосновывался тезис о невозможности познания мира человеческими способами (разумом и чувствами), т. к. человек не способен постигнуть божественный замысел. Считалось, что знание мира возможно только через божественное откровение или веру в священное писание. В новое время очень четко обозначилось противостояние агностицизма и гносеологического оптимизма. Представители гносеологического оптимизма и их аргументы: Декарт (первая пол. 17-го века): разум есть проявление божественной сущности в человеке, это эффективное средство познания.
Гегель (последняя треть 18-го и первая треть 19-го веков): тождество бытия и мышления. реальность природного мира обладает пассивной разумностью, а человек обладает активной разумностью. Активная разумность постигает пассивную разумность, т. е. разум узнает себя в природе.
Марксизм: мир познаваем, потому что есть действенный метод познания. Эволюционная концепция познания: человек и его способности эволюционируют в процессе приспособления к условиям жизни. Сам факт выживания человека говорит об адекватности его знания о мире.
Крайним проявлением гносеологического оптимизма является финитизм – учение о возможности завершения познания.
Два основных типа финитических концепций:
1. Спиноза: многообразие мира не бесконечно и, если познание мира человеком продолжается, то когда-нибудь мы будем знать все обо всем.
2. Гегель: весь мир существует по единому принципу. Познав его, мы можем успешно применять этот принцип к новым задачам и явлениям.
Аргументы агностицизма наиболее четко представлены у Канта:
1. Не все может войти в сферу человеческого опыта. (бог, бессмертие, происхождение миров, история в полном ее объеме).
2. Наше познание всегда субъективно, мы понимаем реальность не такой, какая она есть (вещь в себе) в действительности, а так как мы можем познавать в соответствии со своими способностями (вещь для нас).
Позиция противостоящих концепций вполне обоснована (за исключением ссылок на божественные теории). Следовательно, мы можем сделать вывод, что познание возможно, но эта возможность относительна.
Практика и познание две взаимосвязанные формы единого исторического процесса (первична практика, потом познание).
Важнейшие формы практики: 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, (революции, реформы). 3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. Функции практики в процессе научного познания:
1. источник, основа, движущая сила познания (обеспечивает техсредствами, приборами);
2. практика – критерий истинности познания (он относителен и зависит от уровня развития общества)
Сначала уточним, что понимается под верой.
По Канту, существуют три вида веры.
Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае.
Вера в общие положения - доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению.
Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Мы должны понимать расширительно третий вид веры - как религиозную веру вообще. Истинность религиозного знания имеет онтологическое основание в самом существовании человека.
Прагматическая вера помогает человеку получать знания, без веры в свои силы, способности не возможно чего-либо добиться. Доктринальная вера дает базовые представления о мире, создает основы мировоззрения, отталкиваясь и перерабатывая доктринальные знания человек создает новую информацию.
Житейское знание характеризуется знаниями, приобретаемыми во время жизнедеятельности. Человек, приобретая жизненный опыт, не задается в основном критическими вопросами, а воспринимает происходящее “абсолютно”.
Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Предсказательная сила - один из главных критериев для оценки научной теории. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. В науке главное - устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают свой метод в природе своего специфического содержания.
- Генезис (появление) философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Классификация философских учений.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- 1. Учение Моцзы и Конфуця.
- 2. Даосизм.
- 3. Легизм.
- Античная философия (общая характеристика)
- Досократики: Пифагорейцы, Гераклит, Элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 16 Философия и учения эпохи возрождения
- 2. Возрождение
- 1. «Знание - сила» - философия ф. Бэкона и т. Гоббса
- 30. Общая характеристика русской философии XX века
- 31. Философская система Соловьева.
- 32. Русский космизм.
- 33. Вопрос о сущности техники в философии хх в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- 34. Принципы и категории онтологии
- 35. Понятие материи в философии и науке
- 36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
- 37. Идеи развития философии
- 38. Диалектика в исторической философии
- 39. Проблема метод в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- 1. Учение о всеобщей связи
- 2. Принцип развития
- 1. Закон единства и борьбы противоположностей
- 2. Закон взаимного перехода колич. И качеств. Изменений
- 3. Закон отрицания отрицания
- 41. Проблема сознания в философии. Его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное
- 42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биолгическое, социальное и духовное в человеке
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Сущность и существование
- 3. Биологическое и социальное в человеке
- 43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание
- 44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
- Методология и методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и её критериях в истории философии.
- 1) Характером объекта к которому относится,
- 2) Условиями места, времени;
- 3) Ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в.И.Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- 2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
- Проблема смысла жизни в философии