logo
СУПЕР-МЕГА ОГРОМНЫЕ ШПОРЫ ПО ФИЛОСОФИИ

43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание

Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Существует 2 ответа на вопрос, познаваем ли мир.

1. да, мир познаваем. (гносеологический оптимизм).

2. нет (скептицизм и агностицизм).

Агностицизм – гносеологическое понятие, представители которого отрицают полностью или частично возможность познания мира.

Познавательный оптимизм – концепция, утверждающая возможность познания мира.

Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

    В новое время, скептицизм был принят в качестве методологического принципа, направленного против авторитаризмов познания и против поспешного принятия необоснованных принципов. Сейчас принято говорить о разумном скептицизме. В средние века в европейской схоластической философии обосновывался тезис о невозможности познания мира человеческими способами (разумом и чувствами), т. к. человек не способен постигнуть божественный замысел. Считалось, что знание мира возможно только через божественное откровение или веру в священное писание. В новое время очень четко обозначилось противостояние агностицизма и гносеологического оптимизма. Представители гносеологического оптимизма и их аргументы: Декарт (первая пол. 17-го века): разум есть проявление божественной сущности в человеке, это эффективное средство познания.

     Гегель (последняя треть 18-го и первая треть 19-го веков): тождество бытия и мышления. реальность природного мира обладает пассивной разумностью, а человек обладает активной разумностью. Активная разумность постигает пассивную разумность, т. е. разум узнает себя в природе.

     Марксизм: мир познаваем, потому что есть действенный метод познания. Эволюционная концепция познания: человек и его способности эволюционируют в процессе приспособления к условиям жизни. Сам факт выживания человека говорит об адекватности его знания о мире.

     Крайним проявлением гносеологического оптимизма является финитизм – учение о возможности завершения познания.

Два основных типа финитических концепций:

1.           Спиноза: многообразие мира не бесконечно и, если познание мира человеком продолжается, то когда-нибудь мы будем знать все обо всем.

2.           Гегель: весь мир существует по единому принципу. Познав его, мы можем успешно применять этот принцип к новым задачам и явлениям.

Аргументы агностицизма наиболее четко представлены у Канта:

1.           Не все может войти в сферу человеческого опыта. (бог, бессмертие, происхождение миров, история в полном ее объеме).

2.           Наше познание всегда субъективно, мы понимаем реальность не такой, какая она есть (вещь в себе) в действительности, а так как мы можем познавать в соответствии со своими способностями (вещь для нас).

         Позиция противостоящих концепций вполне обоснована (за исключением ссылок на божественные теории). Следовательно, мы можем сделать вывод, что познание возможно, но эта возможность относительна.

Практика и познание две взаимосвязанные формы единого исторического процесса (первична практика, потом познание).

Важнейшие формы практики: 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, (революции, реформы). 3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира. Функции практики в процессе научного познания:

1.     источник, основа, движущая сила познания (обеспечивает техсредствами, приборами); 

2.     практика – критерий истинности познания (он относителен и зависит от уровня развития общества) 

Сначала уточним, что понимается под верой.

Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае.

Вера в общие положения - доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению.

Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Мы должны понимать расширительно третий вид веры - как религиозную веру вообще. Истинность религиозного знания имеет онтологическое основание в самом существовании человека.

Прагматическая вера помогает человеку получать знания, без веры в свои силы, способности не возможно чего-либо добиться. Доктринальная вера дает базовые представления о мире, создает основы мировоззрения, отталкиваясь и перерабатывая доктринальные знания человек создает новую информацию.

Житейское знание характеризуется знаниями, приобретаемыми во время жизнедеятельности. Человек, приобретая жизненный опыт, не задается в основном критическими вопросами, а воспринимает происходящее “абсолютно”.

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Предсказательная сила - один из главных критериев для оценки научной теории. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой - в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. В науке главное - устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают свой метод в природе своего специфического содержания.