Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры. Которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных срезах и соответственно в совокупности своих специфических элементов. Вернадский → структуры: математические науки во всем их объеме; логические науки почти всецело; научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом. Точка зрения взаимодействия субъекта и объекта → структура: субъект науки (отдельные ис или научные сообщества, коллектив), ис различного проявления, свойства, стороны материальных и духовных объектов; объект науки (предметная область научного познания); предмет науки (ограниченная целостность, конкретный объект); система методов и приемов; язык науки (специфическая знаковая система). Элементы структуры познания → фактический материал; основанные на фактах проблемы, выведенные из них законы; философские основания; социально-культурные мировоззренческие основы, методы, нормы, научные познания; стиль мышления. Важной характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие.
Развитие знания – сложный диалектический процесс, включающий качественно-различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неоклассической и далее к постклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному. В западной филисофии науки второй половины XXв. проблема роста, развития знания является центральной и представлена в эволюционной эпистемологии и постпозитивизма. Эволюционная эпистемология → выявление гинезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции одной науки. Модель развития науки на основе общей теории физической эволюции (сходство механизмов развития, действующих в живой природе и познании). Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов. И.Лакатос → программа троякого рода – Евклидова программа, эмпиристская и идуктивистская (организация знания как дедуктивной системы). Евклидова программа → все можно дедуктировать из великого множества тревиальных высказываний (состоящих только из терминов); работает только с истинными суждениями. Эмпиристская программа → строится на основе базовых положений, имеющих эмпирический характер. Индуктивистская программа → принцип ретрансляции истины. Опровергнута Поппером (доказал, что снизу не может идти даже частичная передача истины и знания). В развитой науке теоретические схемы строятся как гипотетические модели (путем непосредственной схематизации опыта). Важнейшая характеристика теоретической модели – структурность, возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания. Далее развитие исследовательской практики, определение задач и способов их решения, затем формирование научных законов.
Модель → схема → качественное и количественное расширение → математизация → формулировка закона. Механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического и теоретического, рационального и интуитивного, конструктивного и моделируемого компонентов познания. По отношению к логике научного открытия распростронена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научных открытия. В логике открытия большее место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение образов на аналоговое моделирование, указывают на интуицию. Конструктивное видоизменение наблюдаемых условий; полагание новых идеализаций; создание иной научной предметности; интегративное перекрещивание принципов на стыке наук – особенности логики открытий, дающей новое знание. В истории науки существует два подхода к анализу динамики, развития научного знания, механизмов этого развития. Куммулятивизм → развитие знания путем постепенного добавления новых положений (постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов). Антикуммулятивизм → (в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых и сохраняющихся компонентов). Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. Непрекращающаяся борьба и смена теорий и методов.
Структура научного знания.
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о структуре научного знания.
В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.
На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств.
Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется.
Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований.
- Генезис (появление) философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Классификация философских учений.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- 1. Учение Моцзы и Конфуця.
- 2. Даосизм.
- 3. Легизм.
- Античная философия (общая характеристика)
- Досократики: Пифагорейцы, Гераклит, Элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 16 Философия и учения эпохи возрождения
- 2. Возрождение
- 1. «Знание - сила» - философия ф. Бэкона и т. Гоббса
- 30. Общая характеристика русской философии XX века
- 31. Философская система Соловьева.
- 32. Русский космизм.
- 33. Вопрос о сущности техники в философии хх в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- 34. Принципы и категории онтологии
- 35. Понятие материи в философии и науке
- 36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
- 37. Идеи развития философии
- 38. Диалектика в исторической философии
- 39. Проблема метод в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- 1. Учение о всеобщей связи
- 2. Принцип развития
- 1. Закон единства и борьбы противоположностей
- 2. Закон взаимного перехода колич. И качеств. Изменений
- 3. Закон отрицания отрицания
- 41. Проблема сознания в философии. Его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное
- 42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биолгическое, социальное и духовное в человеке
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Сущность и существование
- 3. Биологическое и социальное в человеке
- 43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание
- 44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
- Методология и методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и её критериях в истории философии.
- 1) Характером объекта к которому относится,
- 2) Условиями места, времени;
- 3) Ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в.И.Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- 2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
- Проблема смысла жизни в философии