Духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества - это та область бытия, в которой реальность дана в форме, присутствующей в нас самих. Здесь как бы скрыто противоречие: дух не существует помимо и вне человека, с одной стороны, с другой стороны, дух надиндивидуален, всеобщ. Такие духовные понятия, как красота, истина, добро существуют вне конкретного человека.
Духовная сторона жизни человека возникает на основе его практической деятельности как особой формы отражения объективного мира.
Человеческое мышление, по сути, есть предметная деятельность, только осуществляемая не с реальными предметами, а со знаками, символами, образами. Происходит перенос внешне предметных действий во внутренний идеальный план.
Но практическая деятельность человека строится в соответствии с законами объективной реальности, поэтому и духовная жизнь также должна в целом следовать этим законам. Это не говорит о тождестве материального и идеального, а об их единстве. При этом человек создает мир понятий и образов, который обладает относительной самостоятельностью. Он может очень отрываться от своей материальной действительности, но окончательно оторваться от своей материальной основы дух не может. Различные продукты духовной деятельности возникают и сохраняются в памяти человечества. Но для этого они должны материализоваться в чем-то предметном, это опредмечивание идеального выступает как его объективация. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, представления о красоте, справедливости, истине становятся мыслительными формами, приобщение к которым и составляет суть процесса социализации человека, т.е. усвоения им основных норм культуры.
Структура духовной жизни аналогична структуре материальной: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, духовные ценности и т.д. Кроме того, наличие духовной деятельности порождает особый род общественных отношений: эстетических, религиозных, нравственных и т.д.
Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. Например, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически и не даны человеку от рождения.
Духовная потребность - это нужда человека и общества в создании духовных ценностей. Первоначально духовные потребности не существовали самостоятельно, а само духовное производство было вплетено в материальное. Но по мере того, как производство материальных благ создало определенные условия для духовного производства, оно превратилось в самостоятельную отрасль.
Духовные потребности часто определяют как состояние людей, способствующее созданию духовных ценностей. Материальные потребности, исторически предшествуют духовным потребностям, но они не определяют духовные потребности, а выступают лишь в качестве условия, создающего предпосылки для их появления и развития.
Духовное производство - производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей. Духовное производство осуществляется специализированными группами людей, профессионально занятыми умственным трудом.
В результате духовного производства возникают:
- идеи, теории, образы, духовные ценности;
- духовные общественные связи индивидов;
- сам человек, поскольку он является существом духовным.
К основным функциям духовного производства можно отнести следующие:
- функцию воспроизводства общественного сознания в его целостности;
- функцию совершенствования всех сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и т.д.);
- функцию производства фундаментальных и прикладных идей (например, концепции разделения властей в политико-правовом сознании; теории относительности в науке и т.д.);
- функцию производства и распространения знания (осуществляется в школах, вузах, средствах массовой информации и т.д.);
- функцию производства общественного мнения. В ней особенно четко выражен идеологический момент.
Любое распространение знаний есть процесс идеологический, поскольку сам распространитель (лектор, учитель, проповедник) тяготеет к той или иной системе знаний, которая представляется ему более предпочтительной. Но в процессе формирования общественного мнения идеология становится доминирующей.
Специфика духовного производства в том, что его конечным продуктом всегда является некое идеальное образование. Главное свойство этих образований - всеобщий характер их потребления. Материальные блага ограничены, при потреблении они убывают. Иначе обстоит дело с духовными благами: они не убывают от потребления, наоборот, чем больше людей их потребляет, тем вероятнее их дальнейшее приращение.
Из всеобщности духовного производства вытекают его особенности:
- духовное производство осуществляется в кооперации со всеми предшествующими поколениями, которые когда-либо обращались к этой проблеме;
- усилия отдельного работника умственного труда способны обогатить разом все человечество.
Эффективность духовного труда значительно выше эффективности труда материального. Наверное, поэтому работники умственного труда всегда составляли меньшинство.
Основное противоречие духовного труда – всеобщий по содержанию духовный труд осуществляется индивидуальным образом. Средства духовного производства (идеи, образы, догмы) невозможно отделить от непосредственного производителя. Поэтому средства духовного труда, будучи всеобщими по содержанию, могут применяться только индивидуально.
Духовная деятельность – это деятельность человека (общества), направленная на выработку духовных ценностей (идеи, теории, знаний, убеждений, ценностей и т.п.). Духовная деятельность имеет специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Поэтому, хотя любая достаточно тяжелая книга может служить средством забивания гвоздей, тем не менее эта ее возможная функция не выражает собой сущности данного объекта как носителя определенной информации и системы ценностей. “Вколачивать” в голову идеи приходится через их образное и чувственное восприятие, которое, в свою очередь, зависит не только от теоретичности или ценности идеи как таковой, но и от целой системы социокультурных и психических обстоятельств, формирующих указанное образное и чувственное восприятие.
Духовная деятельность сама по себе обладает огромной притягательной силой. Она самоценна, т.е. она обладает значимостью безотносительно к результату.
В области материальных благ на протяжении всей истории человечества, больше ценился не их производитель, а их обладатель. С духовными благами дело обстоит иначе: просто обладатель духовного богатства никого особенно не интересует. В обществе ценится не обладатель духовных благ, а их производитель или распространитель.
Поэтому сами способы развития материального и духовного производства различны. В мате-риальной сфере большинству членов общества навязывается сам труд, в то время как продукт его труда изымается. В духовной сфере большинству навязываются сами продукты труда - идеи, образы, догмы, сам же процесс их создания остается недоступным, то есть в духовном производстве налицо разделение производства и потребления.
Сам механизм потребления духовных благ неоднозначен, поскольку часто он имеет сугубо элитарный характер. Немаловажную роль играет социальная принадлежность потребителя духовных благ. Часть духовных ценностей может казаться ему непривлекательной с точки зрения его профессии, многое просто выходит за рамки приоритетов, сложившихся в его социальной группе. Кроме того, эффективность потребления зависит и от умения транслировать эти знания.
Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Она включает познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.
Общественное сознание является совокупным продуктом духовного производства, это характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей. Общественное сознание является одним из важнейших философских понятий, отражающих духовную сторону общества.
В зависимости от материалистического или идеалистического подходов сознание может рассматриваться как первичное или вторичное образование. Так, например, материалисты считают, что общественное сознание не может быть ничем иным как осознанным общественным бытием.
Общественное бытие есть социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества.
Общественное бытие - это материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе. Атрибутом материальных отношений является их объективность.
Общественное бытие - это производство, географическая среда, плотность, рост народонаселения. Географическая среда – богатство фауны и флоры, климат, энергетические ресурсы, запасы полезных ископаемых, плодородие земель, пригодных для обработки. Демографические условия жизни - численность народонаселения, его плотность, темпы роста, соотношение мужчин и женщин, возраст и т.д.
В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. Материалу природы человек противостоит как сила природная и социальная. Решающее значение имеет социальный тип того или иного способа производства, который определяется существующими отношениями собственности на средства производства и его продукты. Этим определяется социальный характер производства - то, какую роль играют в нем представители различных классов и других социальных групп и слоев, и, следовательно, характер отношений распределения, обмена и потребления созданных предметов и услуг. Ими в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства. Общественное сознание является отражением общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии, в религии и мифах, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание не может одномоментно и полностью охватить и отразить бытие общества в целом. Оно отражает общественное бытие только в общих чертах.
Индивидуальное сознание, как и общественное, будет не только отражением бытия мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей, но и определенным отношением к миру и к этой конкретной среде.
Общественное и индивидуальное сознание характеризует и природное окружение, а также самого себя и другого человека. Люди по-разному оценивают действительность в зависимости от своего самочувствия, уровня образования, воспитания и т.д. Индивидуальное сознание - есть по своему существу сознание общественное, в котором преломляется все содержание последнего. Сознание индивида впитывает из общественного сознания знания, нормы, оценки, усваивает их, делает своими, приспосабливает для своей жизни.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в постоянном взаимодействии. Личность избирательно относится к общественному сознанию, поскольку имеет место свобода воли. Но и общественное сознание формируется за счет индивидуального сознания. Но общественное сознание избирательно относится к индивидуальному сознанию. Только то из индивидуального сознания, что работает на социально значимую потребность, что вызывает интерес, может войти в сферу общественного сознания.
Индивидуальное сознание не должно развиваться только по своему произволу. Оно не должно целиком замыкаться на своих индивидуальных потребностях и интересах. Плохо, когда человек чрезмерно выпячивает свое “Я”. Надо прислушиваться к опыту других, уважительно относиться к мнению других. В то же время плохо, когда индивидуальное сознание растворяется в коллективном сознании, когда оно не способно выйти за пределы воззрений своей группы и целиком подчинено этому сознанию.
Итак, общественное сознание есть отвлечение от всего личного, индивидуального. Оно оказывает воздействие на общественное бытие: идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой.
Общественное сознание имеет определенную структуру. В нем можно вычленить различные уровни в зависимости от того, что является преобладающим: знание или оценка.
Общественное сознание, рассматриваемое только с точки зрения содержащихся в нем знаний, делится на обыденное и теоретическое. Они отличаются друг от друга глубиной и полнотой знаний.
Обыденное сознание формируется на основе личного опыта людей, включает в себя разнородные знания, которые используются в повседневной жизни. Обыденное сознание содержит знание об окружающем мире, в основном, на уровне явлений, как правило, в форме чувственных восприятий и представлений внешних сторон действительности. Это обычно несистематизированные знания: наблюдения, предположения, рассуждения.
Теоретическое сознание - знания об окружающей действительности на уровне сущности. Это почти всегда такие знания, которые построены на понимании и объяснении их действия внутренними законами развития. Теоретическое сознание – это результат специализированной подготовки людей в той или иной области знаний. Оно является свидетельством их профессиональной и научной подготовленности.
Обыденный и теоретический уровни сознания неразрывно связаны друг с другом. Неправильно считать обыденное сознание чем-то недоразвитым по сравнению с теоретическим сознанием, как то, что в будущем будет преодолеваться. Нельзя забывать, что обыденное сознание предваряет теоретическое сознание, в конце концов, на его основе происходит формирование научных представлений о мире.
Общественное сознание, рассмотренное в аспекте выраженного в нем отношения (оценки) к действительности, образует в своей структуре уровни общественной психологии и идеологии.
Общественная психология - совокупность взглядов, чувств, настроений, мнений, обычаев, привычек, побуждений, слухов, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Так, мы знаем, как многого могут добиться люди, когда им сопутствует хорошее настроение и чувство уверенности. Все общественно-психологические явления заразительны. Они могут, как бы совершенно неосознанно передаваться от одного человека к другому.
В общественной психологии отражаются все явления жизни: единичные, общие, существенные и несущественные и т.д.
Психология общества многолика. Разные группы, общности имеют свою особенную психологию. Каждый человек является носителем индивидуальной психики, но в то же время психологии тех групп, к которым он принадлежит.
В общественной психологии нет упорядоченности. В ней слухи, иллюзии соседствуют с высоко нравственными чувствами и настроениями. Общественная психология сопровождает людей на протяжении всего их жизненного пути, сплачивает людей в единую группу на основе осознания «мы». При том чувства, как и многие другие явления психологии, весьма консервативны, могут сохраняться в течение длительного времени. Общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств. Она является непосредственным отражением внешних проявлений социальной действительности.
Большое влияние на общественную психологию может оказывать идеология.
Идеология - это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности. Структурные элементы идеологии: политические, правовые, нравственные, религиозные, философские, эстетические взгляды и идеи.
В идеологии общество осознает себя, формирует задачи и цели дальнейшего движения. Идеология есть продукт целеполагающей теоретической деятельности. Она проникает всю сущность социальной действительности.
Действительность в идеологии, как и в общественной психологии, рассматривается через определенное отношение к ней со стороны конкретной социальной группы (класса, общественного слоя, нации, партии, государства). Но в отличие от общественной психологии в идеологии осознание и оценка отношений людей к действительности представлены в теоретической форме знания и самосознания коренных интересов групп. Идеологи не только четко заявляют о своих теориях и гипотезах, но и доказывают их. При этом все общественные явления отражаются в идеологии с точки зрения их значимости для какой-либо определенной социальной группы.
Идеологи вырабатывают оценку и воплощают ее в программы, уставы и заявления, что становится нормой теоретического и практического отношения этой группы к действительности.
Идеология выполняет важную общественную функцию объединения людей в общности на основе общих интересов. Но одновременно идеология способна и разъединять людей, если их коренные интересы не совпадают. Перед современным человечеством возникает очень много серьезных проблем: охрана природной среды, борьба с болезнями, разоружение и др. Все эти задачи невозможно решить в условиях идеологического противостояния. Но отказ от идеологического противоборства не означает отмену идеологии. Речь должна идти не о конце идеологии, а о создании подлинно гуманистической идеологии, отвечающей общим интересам людей независимо от пола, возраста, национальности, социального положения.
Общественное бытие отражается общественным сознанием в различных формах. Формы общественного сознания возникают не одновременно, а по мере усложнения общественного бытия, развития и обогащения познавательных способностей человека. Первой формой общественного сознания является мораль. Она такая же древняя, как и само общество, ибо ни один социальный коллектив не может существовать без определенных норм поведения. Далее в первобытном обществе возникают еще две формы общественного сознания: сначала эстетическое, а потом религиозное сознание. Затем в связи с переходом к классовому обществу возникает политическое сознание и правосознание, позднее в связи с разделением труда, с отделением умственного труда от физического - научная и философская формы сознания.
Возникновение форм общественного сознания нельзя представлять как процесс законченный. Сегодня многие ученые говорят о возникновении экологического, исторического и экономического типов сознания.
- Генезис (появление) философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Классификация философских учений.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- 1. Учение Моцзы и Конфуця.
- 2. Даосизм.
- 3. Легизм.
- Античная философия (общая характеристика)
- Досократики: Пифагорейцы, Гераклит, Элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 16 Философия и учения эпохи возрождения
- 2. Возрождение
- 1. «Знание - сила» - философия ф. Бэкона и т. Гоббса
- 30. Общая характеристика русской философии XX века
- 31. Философская система Соловьева.
- 32. Русский космизм.
- 33. Вопрос о сущности техники в философии хх в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- 34. Принципы и категории онтологии
- 35. Понятие материи в философии и науке
- 36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
- 37. Идеи развития философии
- 38. Диалектика в исторической философии
- 39. Проблема метод в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- 1. Учение о всеобщей связи
- 2. Принцип развития
- 1. Закон единства и борьбы противоположностей
- 2. Закон взаимного перехода колич. И качеств. Изменений
- 3. Закон отрицания отрицания
- 41. Проблема сознания в философии. Его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное
- 42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биолгическое, социальное и духовное в человеке
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Сущность и существование
- 3. Биологическое и социальное в человеке
- 43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание
- 44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
- Методология и методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и её критериях в истории философии.
- 1) Характером объекта к которому относится,
- 2) Условиями места, времени;
- 3) Ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в.И.Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- 2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
- Проблема смысла жизни в философии