35. Понятие материи в философии и науке
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм. Термин использовался ещё Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире из которого "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита.
В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации.
В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро.
Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств.
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.
Современное определение дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Вопрос о сущности понятия «материя» затрагивает основы любого, а тем более философского мировоззрения.
Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя - это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им если речь шла об основах мироздания, об его фундаменте, об единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир, - то в центре внимания философа стояла материя. Материя должна вести "независимое" существование, быть "причиной самой себя"; материя должна объяснить существование мира - вещей, человека, общества, природы, явлений культуры; материя должна ответить на вопрос о причинах изменений, происходящих в мире; материя обязана решить вопрос о единстве всего существующего, о возможности познания этого существующего; наконец, чтобы решить все эти проблемы, материя должна быть сама как-то связана с этим миром, должна быть "родственна" ему.
Натурфилософия при решении проблемы субстанции воспроизводила схему специально-научного мышления, ставила задачу выявления единого закона, "управляющего" эмпирически удостоверенным многообразием какого-то фрагмента бытия; при этом менялся только уровень обобщения. По этой же причине материя изначально сближалась с веществом (вещество - элемент физической реальности, наделенный, в отличие от поля, массой покоя. В науке обычно выделяют четыре состояния вещества: жидкость, газ, твердое тело, плазма). Однако под давлением логики понятия субстанции и серии вопросов, возникающих при сближении понятия материи с субстанцией, понятие материи претерпело значительную трансформацию.
представители новоевропейской философии. Для них материя свойства вещей, обладающие все теми же традиционными признаками субстанциональности: непроницаемостью, протяженностью, весом, перемещением, фигурностью и т.п. Субстратом, носителем этих свойств чаще выступают атомы.
Прежде всего, требовала разрешения проблема генетической первичности материи по отношению к вещному миру: каким образом материальная субстанция породила окружающее многообразие. Поскольку у материи как общего свойства вещей отсутствует порождающая сила, то философ либо отказывается от решения этого вопроса, исключает его из числа философских, либо вынужден признать, что материя не удовлетворяет всем признакам субстанции. Так появляется идея двух субстанций - протяженной и мыслящей, идея субстанции сотворенной и несотворенной, идея третьей бесконечной субстанции (Декарт).
С большими трудностями сталкивается интерпретация материи при попытках объяснения человека, его возможностей. понимание материи создало трудности и для объяснения человеческих познавательных возможностей. Для познающего субъекта та реальность, которую он познает, как бы "распалась" на две части, две самостоятельные половины, что не позволяло составить целостное представление о предмете. Цвет, вкус, запах - это "вторичные" качества, результат "искажения" сущности предмета нашими органами чувств. Размеры, конфигурация, вес - это "первичные", субстанциональные качества, в которых адекватно выражена сущность познаваемого предмета. Но "вторичные" качества никак не выводимы из "первичных", хотя отбросить их нельзя, ибо в своей практике человек вынужден на них ориентироваться.
Переход от понятий субстанции как чистой объективности к субстанции как активному, внутренне содержательному, самопорождающему началу осуществляется следующим образом. Необходимо различать понятия "материя" и "материальность". Материальность - это синоним независимости от сознания. Понятие же материи требует в неявном виде раскрыть совокупность ее атрибутов - неотъемлемых свойств (от лат. attribuo - придаю, наделяю). Атрибуты опосредствуют связь материи с вещами. Только раскрыв проявленность материи в ее атрибутах, можно понять, почему материя познаваема. Наличие общих закономерностей в мире, возможность построения единой картины мира определяются всеобщими свойствами материи, такими, как пространство, время, движение.
Материя, таким образом, раскрывает свое содержание через свои атрибуты, она является субстанцией по отношению к своим атрибутам. С их помощью мир обретает структурные характеристики, вся меняющаяся картина мира включается в понятие материи. Натурфилософский подход к материи "обслуживает" ее гносеологическое содержание.
- Генезис (появление) философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Классификация философских учений.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- 1. Учение Моцзы и Конфуця.
- 2. Даосизм.
- 3. Легизм.
- Античная философия (общая характеристика)
- Досократики: Пифагорейцы, Гераклит, Элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 16 Философия и учения эпохи возрождения
- 2. Возрождение
- 1. «Знание - сила» - философия ф. Бэкона и т. Гоббса
- 30. Общая характеристика русской философии XX века
- 31. Философская система Соловьева.
- 32. Русский космизм.
- 33. Вопрос о сущности техники в философии хх в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- 34. Принципы и категории онтологии
- 35. Понятие материи в философии и науке
- 36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
- 37. Идеи развития философии
- 38. Диалектика в исторической философии
- 39. Проблема метод в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- 1. Учение о всеобщей связи
- 2. Принцип развития
- 1. Закон единства и борьбы противоположностей
- 2. Закон взаимного перехода колич. И качеств. Изменений
- 3. Закон отрицания отрицания
- 41. Проблема сознания в философии. Его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное
- 42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биолгическое, социальное и духовное в человеке
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Сущность и существование
- 3. Биологическое и социальное в человеке
- 43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание
- 44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
- Методология и методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и её критериях в истории философии.
- 1) Характером объекта к которому относится,
- 2) Условиями места, времени;
- 3) Ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в.И.Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- 2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
- Проблема смысла жизни в философии