2. Даосизм.
Основатель учения о Дао — Лао-цзы был современником Конфуция. Лао-цзы, считается исследователями фигурой легендарной. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.
Важный вклад в развитие идей Лаоцзы сделал один из его последователей — Чжуанцзы (369 — 286 гг. до н. э.). Основные его идеи последователи "почтенного учителя" изложили в книге "Дао дэ-цзин" – "Книге о дао-пути и благой силе дэ", названной еще "Путь добродетели".
Сторонники учения о Дао выступали против жесткого администрирования, считая, что можно отлично управлять, прибегнув к «бездействию», то есть поступая согласно «естеству». Лаоцзы вынашивал мечту о «малом государстве с малочисленным населением», где люди непритязательны и довольствуются скромным существованием. Он и его сторонники выступали против достижений прогресса цивилизации, призывали к опрощению, абсолютной свободе человеческой личности; они с неприязнью относились к мирским авторитетам. На протяжении длительной истории даосизм сохранил широкое влияние в умах китайцев, служа как бы дополнением к конфуцианству. Призыв к «возврату к природе» был довольно модным среди интеллигенции, поэтов, художников и чиновничьего сословия «дафу». Нередкими были случаи, когда те из указанных прослоек, кто разочаровался в карьере, или по другим причинам добровольно обрекали себя на отшельничество, воспринимая образ жизни на лоне природы подальше от благ цивилизации.
В отличие от этико-политических взглядов Конфуция, Лао-цзы размышляет о мироздании, о мировом естественном ритме событий, используя для этого два основных понятия: "дао" и "дэ". Если для основателя конфуцианства дао - путь поведения человека, путь Китая, то для даосов это – всеобщее мировоззренческое понятие, обозначающее первоначало, основу и завершение всего сущего, некий всеохватывающий закон бытия.
Если "дао" есть некая духовная сущность, то "дэ", - скорее, ее материальное воплощение, проявление дао в вещах и поведении человека. Дао и дэ неразрывны: дао не только порождает вещи, но и постоянно совершенствует их.
Дао не имеет никакой определенности (поэтому его нельзя выразить словами), оно тождественно пустоте (небытию), но это рождающая пустота, в ней скрыты все возможности мира.
Высказывая в такой, хотя и наивной форме глубокие диалектические идеи, даосы подчеркивали, что мир – непрерывное рождение и смерть всего, возникновение и возвращение. Все несет в себе дао, придающее миру гармонию и единство. И жизнь человека предопределена: он должен жить и поступать в соответствии с "естественностью", то есть, не нарушая закона дао. Люди поэтому не должны стремиться к активному действию, вмешиваться в естественный ход событий, тем более изменять его.
Обратимся вновь к сравнению. По Конфуцию, основная отличительная особенность "благородного мужа" – активная деятельность, организуемая церемониальными правилами "ли", он стремиться переделать себя. Лао-цзы исповедует принцип "недеяния" – "У вэй", означающий отказ от какой бы то ни было активности: все должны идти своим чередом. Однако такая позиция вовсе не демонстрировала отстраненность от мира, напротив, она выражала органическую неразрывность человека со Вселенной на единой основе – дао. Чтобы воплотить "У вэй" в жизнь, надо оставаться бесстрастным, сохранять твердость духа и спокойствие. Тогда за борьбой вещей можно увидеть гармонию, за движением – покой, за небытием – бытие. Лишь тот, кто свободен от страстей, способен проникнуть в дао и даже слиться с ним. Страстолюбец же видит только конечное – дэ.
Конфуцианским ценностям "благородного мужа", как видим, противопоставляется даосский идеал совершенно мудрого – "шеньжень" – человека, не стремящегося к делам. Принцип недеяния как высшая форма поведения был положен и в основу управления: мудрый правитель не должен вмешиваться в социальный порядок, дабы не нарушать естественный закон. Идеалом общественной жизни был мир, а не война, уступки соседям, а не борьба с ними, мудрость, а не насилие и жестокость.
- Генезис (появление) философского знания. Мифология и философия.
- Миф как объект философской рефлексии.
- Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Классификация философских учений.
- Философия Древней Индии.
- Философия Древнего Китая.
- 1. Учение Моцзы и Конфуця.
- 2. Даосизм.
- 3. Легизм.
- Античная философия (общая характеристика)
- Досократики: Пифагорейцы, Гераклит, Элеаты.
- Софисты и Сократ. Метод Сократа.
- Философия Платона. Притча о пещере.
- Учение Платона об идеальном государстве.
- Атомистика Демокрита.
- Метафизика Аристотеля.
- Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
- 1. Теоцентризм средневековой философии
- 2. Основные проблемы средневековой философии: философия и теология; вера и разум; двойственность истины; проблема универсалий
- 3. Проблема человека средневековой философии
- 16 Философия и учения эпохи возрождения
- 2. Возрождение
- 1. «Знание - сила» - философия ф. Бэкона и т. Гоббса
- 30. Общая характеристика русской философии XX века
- 31. Философская система Соловьева.
- 32. Русский космизм.
- 33. Вопрос о сущности техники в философии хх в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
- 34. Принципы и категории онтологии
- 35. Понятие материи в философии и науке
- 36. Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.
- 37. Идеи развития философии
- 38. Диалектика в исторической философии
- 39. Проблема метод в философии: диалектика и метафизика. Принципы, законы и категории диалектики.
- 1. Учение о всеобщей связи
- 2. Принцип развития
- 1. Закон единства и борьбы противоположностей
- 2. Закон взаимного перехода колич. И качеств. Изменений
- 3. Закон отрицания отрицания
- 41. Проблема сознания в философии. Его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное
- 42. Философская антропология. Проблема человека в современной философии. Биолгическое, социальное и духовное в человеке
- 1. Проблема антропогенеза
- 2. Сущность и существование
- 3. Биологическое и социальное в человеке
- 43. Проблема познавательности мира в философии. Вера и знание
- 44. Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание
- Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
- Структура научного знания. Проблема роста научного знания.
- Методология и методы научного познания.
- Вопрос о сущности истины и её критериях в истории философии.
- 1) Характером объекта к которому относится,
- 2) Условиями места, времени;
- 3) Ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.
- Общество как целостная система. Структура общества.
- Духовная жизнь общества.
- Специфика социального познания.
- Общественное сознание.
- Взаимодействие общества и природы. Учение в.И.Вернадского о ноосфере.
- Личность и общество.
- Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
- Общественный прогресс и его критерии.
- Глобальные проблемы современности.
- Проблема ценностей в философии.
- 2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
- Проблема смысла жизни в философии