logo search
СУПЕР-МЕГА ОГРОМНЫЕ ШПОРЫ ПО ФИЛОСОФИИ

Античная философия (общая характеристика)

Античная философия – первый период в истории западной философии (VIв. до н.э. - VI в. н.э.) – включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима. Колыбель западной философии – в греческих колониях по берегам Средиземного моря, на побережье Малой Азии и в южной Италии. Для времени возникновения греческой философии характерен переход от традиционного родоплеменного строя к новым формам территориального объединения, городского полиса. В это время осуществляется переход в от мифа к логосу, т. е. от веры в рассказы о богах и героях к личному, самостоятельному исканию истины и объяснению мира. Важнейшие вопросы античной философии: 1) вопрос о бытии, о сущем, об “архэ”, т. е. о единой первооснове, первоначале, первопричине всех вещей; 2) вопрос об истине – “алетейя”, или о раскрытии бытия в мышлении человека, о его познании; 3) вопрос о человеке, о свойствах и строении души и её связи с телом, о назначении человека.      Первых западных философов, в отличие от восточных, интересовала природа как единое закономерное целое. В Древней Греции впервые возникла теоретическая идея природы, сформировалось отношение к миру как к “природе”, были заложены основные принципы научного естествознания.      Представители милетской школы ищут первое начало для всего существующего, архэ, и понимают его как первовещество, природную стихию, как то, из чего “всё состоит”, из чего “всё выходит” и куда “всё уходит”– “воду” (Фалес), “воздух” (Анаксимен), “безгранично-неопределённую” материю, или “апейрон” (Анаксимандр).       Элеаты положили начало всей многовековой традиции западного философского рационализма, т. е. принципа тождества мышления и бытия: истинное бытие – это то и только то, что мыслится разумом (Парменид). Гераклит, признав первоначалом всего огонь, как абсолютно подвижную и всё изменяющую стихию, учил, что истинно лишь всеобщее изменение, становление, что “всё течёт, всё изменяется”, что всё в мире “существует и не существует”, что всё превращается в свою противоположность – и в этом именно заключается главный закон, “логос” мира. Всё же неподвижное и неизменное – не существует в действительности, представляет собой видимость, иллюзию. Эмпедокл первым говорил о четырёх элементах, из которых состоит всё существующее (земля, вода, воздух, огонь) и двух противоположных силах, соединяющих и разъединяющих эти элементы. Атомисты пришли к мысли о том, что все тела в природе – сложные, что они сложены из “простых”, т. е. далее неделимых частей, “атомов”.     Анаксагор также полагал, что существует “семена”, частицы, из которых сложены все вещи, но эти частицы бесконечно разнообразны, бесконечно делимы, и смешаны так, что в каждой вещи есть частица всякой другой вещи.       Главные представители классического периода в античной философии (вторая половина V в до н.э. – IV в. до н.э.) – Сократ, его ученик Платон и ученик Платона Аристотель. В это время центром греческой философии становятся Афины, где возникают первые философские школы – Академия Платона и Ликей Аристотеля.     Сократ – основоположник этики, а также диалектики. Главный предмет всех бесед Сократа, описанных Платоном и Ксенофонтом, – разумная жизнь, добродетель, благо человека.      Платон создал первый синтез всех предшествующих учений в высокохудожественных диалогах, охватывающих все главные философские проблемы – вопросы о сущности бытия, о строении Космоса, о познании и пути достижения истины, о благе и добродетели, о правильном устройства государства. Платон – первый философ, сочинения которого дошли до настоящего времени полностью, создатель философского идеализма. Согласно Платону, истинно сущее бытие – не материя, не тела, но бестелесные и не воспринимаемые чувствами “идеи”, – вечные и неизменные. Всякая вещь в мире есть временное и несовершенное “воплощение”, слепок, отпечаток или отражение в материи какой-то идеи. Стремление всякой вещи в материи к реализации какой-то цели или к своему “благу” - Платон называет эросом. Эрос – это неудовлетворённость своим состоянием, страстное желание красоты, добра, истины, бессмертия и причастности божественному. Платон набросал также проект “идеального”, совершенного государства, которое может и должно быть мерилом оценки всякого существующего общественного строя. Учение Платона, соединившись позднее с христианством, заложило основу для всей последующей многовековой европейской традиции понимания идеального, духа и духовности человека. Диалоги Платона на протяжении многих веков были и остаются лучшим введением в философию.      Аристотель впервые создал систему философии. Он впервые отделил собственно философское знание (метафизику) от частно-научного или конкретно-научного знания. Его трактат “Метафизика”, – одно из главных философских произведений во всей истории мировой философии. Аристотель отталкивается от платоновского учения об «идее» как общей сущности вещи. Однако он не соглашается с тем, что сущность вещи существует сама по себе вне самой вещи. Он помещает сущность вещи в саму отдельную, чувственно воспринимаемую вещь, и понимает эту сущность как деятельность, как “энергию”. Аристотель внёс выдающийся вклад в создание и развитие ряда конкретных наук (логики, психологии, риторики, эстетики, политики).     Платонизм и аристотелизм  стали одними из самых влиятельных направлений во всей последующей истории западной философии.