logo search
История философии Мапельман Пенькова

О кротости и благодушии

Эпикур считает, что жизнь надо стро­ить на кротости, благодушии, снисхо­дительности и сострадании. Он призы­вает исключить гнев и мстительность.

«При гневе разум вспыхивает и затуманивается, глаза мечут искры, в груди все клокочет, зубы стучат, голос сдавлен, воло­сы становятся дыбом: гневное и угрожающее лицо являет столь ужасный и отвратительный вид, что ум [человека] ка­жется потерявшим всякую власть над собой и забывшим все правила благопристойности. Кротость же так врачует ум или, вернее, в такой мере сохраняет его здравым, что он и сам не испытывает потрясений, и тело становится свободным от аф­фектов, которые могли бы побудить его совершить что-либо непристойное».2

Настоящий мудрец, считает Эпикур, не будет возмущаться против несправедливости, ведь не в его власти исправить по­ложение, он не сможет исправить природу человека, его под­верженность страстям. Ведь не возмущается же мудрец ни зно­ем, ни стужей! Так стоит ли возмущаться обидами, которые наносят ему наглые и бесчестные люди? Ведь он же не в со-

1 См.: Гассенди. Соч. в 2-х т., с. 347.

2 См.: Гассенди. Соч. в 2-х т., с. 348.

92

стоянии изменить их природу! «Кроме того, он считает нера­зумным и не соответствующим мудрости усугублять одно зло другим, т. е. сверх зла, приходящего извне, причинять себе еще беспокойство своими мыслями.

С другой стороны, он полагает, что, так как обидчик хотел причинить ему огорчение, то глупо было бы, принимая эту обиду близко к сердцу, тем самым как бы ему угодить!».1 Од­нако не будут ли мудреца презирать за такое отношение к обидчику? Эпикур считает, что добродетельная жизнь мудреца избавит его от презрения, а мстить все равно не надо. Он даже советует не отказывать обидчику в том, чтобы выполнить его просьбу. Почему не бросить кости тому, кто хуже собаки? Да­же в суде мудрец будет вести себя кротко и безмятежно и не защищаться. Зачем? Эпикур советует стать «выше причинен­ной ему несправедливости». Однако такое поведение не ис­ключает и того, что мудрец и может наказать своих слуг или членов семьи за какой-то проступок. Но он должен это делать «без гнева». Настоящий мудрец не только будет «кротко сно­сить обиды и благодушно прощать их; но и любезно поздравит того, кто станет на путь исправления»2.