logo search
СУПЕР-МЕГА ОГРОМНЫЕ ШПОРЫ ПО ФИЛОСОФИИ

Общественное сознание.

Общественное бытие это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует вне человеческого сознания и не может быть изменена посредством одних лишь духовных усилий. Вступая в жизнь, каждое новое поколение людей не может произвольно выбирать, создавать свое общественное бытие, оно застает его уже сложившимся, относительно устойчивым. Общественное бытие – это вся совокупность объективных условий, процессов, предметов и продуктов практической деятельности людей. Оно включает в себя:

существование и воспроизводство человеческого рода;

природные объекты, с которыми люди взаимодействуют в ходе своей совместной практической деятельности;

искусственную среду (вторую природу), созданную людьми;

процессы воспроизводства и распределения материальных благ;

обусловленные этими процессами отношения людей к природе и друг другу;

материальные условия быта (отношения, связанные с потреблением материальных благ, жилищные условия, бытовое обслуживание и т.п.);

исторические сложившиеся формы практической деятельности людей и объективные законы их взаимосвязи и изменения;

учреждения и организации, обеспечивающие воспроизводство, сохранение и развитие общественных отношений и культуры (государственные, правовые, воспитательные, образовательные учреждения, НИИ, политические партии и организации и т.п.).

Если понятие общественное бытие касается материальной жизни людей, условий производства материальных благ, то под общественным сознанием понимается духовная сторона жизни общества, связанная с субъективными представлениями людей об их общественном бытии.

Общественное сознание – это осознание обществом самого себя, то есть своего общественного бытия. Общественное сознание – это совокупность продуктов духовной деятельности людей: идей, теорий, взглядов, воззрений, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающая общественное бытие, материальные условия их жизни.

Духовный мир, психика, сознание одного человека отличаются от духовного мира любого другого человека. Но в сознании людей наряду с индивидуальными имеются общие черты, отражающие общественно важные обстоятельства. У людей, живущих в сходных условиях, возникают и сходные представления о жизни. Кроме того, в ходе совместной деятельности они вступают в духовное общение, обмениваются своими мыслями и вырабатывают какие-то общие мнения и суждения. Таким образом, складывается духовное единство людей, общность имеющихся у них знаний, взглядов, настроений.

Общественное сознание определяется общественным бытием и отражает его.

Это проявляется в трех аспектах:

1. Бытие служит исходным основанием и материалом для всех человеческих идей и представлений, поэтому в общественном сознании не наблюдается ничего, что так или иначе не было бы навеяно общественным бытием, не было бы прямо или косвенно связано с ним.

2. Необходимое условие формирования и развития общественного сознания – наличие материальных средств, создаваемых в практической деятельности (средства коммуникаций, информационная техника, библиотеки, музеи и т.д.).

3. Именно в бытии, в социальной практике рождаются самые насущные, жизненно важные проблемы, решение которых становится абсолютной необходимостью для дальнейшего существования и развития общества. Такие проблемы в наибольшей степени будоражат общественное настроение и выступают важнейшим фактором стимулирования прогресса человеческой мысли.

Однако не все процессы общественного сознания целиком и полостью обусловлены бытием; общественное сознание не просто пассивно отражает бытие без всякой самостоятельности.

Сама зависимость общественного сознания от общественного бытия имеет спорный, опосредованный характер:

1. Общественное сознание не сразу изменяется вслед за изменениями общественного бытия. Общественное сознание инертно.

2. В развитии человеческих знаний, представлений есть своя внутренняя логика: новые идеи вырастают из старых идей, а не создаются каждый раз заново в жестком соответствии с изменениями в общественном бытии.

3. Само общественное сознание неоднородно: в нем борются разные традиции, взгляды и идеи, отражающие бытие различных социальных групп, и поэтому происходящие в общественном сознании сдвиги зависят не только от изменения общественного бытия, но и от субъективных факторов (например, от таланта политиков и идеологов, которые являются лидерами социальных групп).

Общественному сознанию свойственна относительная самостоятельность развития.

Общественное сознание – активная сила, влияющая на ход развития общества. Формирующиеся в общественном сознании идеи, планы действий, проекты переустройства общества могут быть использованы людьми и воплощены в жизнь их совместной практической деятельностью. В этом смысле общественное сознание способно оказывать обратное воздействие на бытие, ведь содействуя его преобразованию, оно тем самым тоже как-то определяет бытие. Зависимость общественного сознания от общественного бытия односторонняя, но определяющая. М.Вебер (1864-1920) считал, что протестантская этика сформировала дух конформизма, то есть рациональный стиль жизни, бережливость, накопительство, трудолюбие, предпринимательскую инициативность, жажду наживы в рамках занятости и религиозной морали. Таким образом, одна идеология рождает другую, хотя сама эта новая идеология порождена потребностью изменения экономических отношений.

Общество – материально-идеальная реальность. Совокупность общественных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, то есть всего, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, духовную жизнь общества. Общественное сознание не только отражает общественное бытие, но и имеет активно-творческую способность. Таким образом, общественное сознание – единство двух нераздельных сторон одного и того же процесс: отражение и активно-творческое преобразование.

Влияние общественного сознания на общественное бытие:

познает его, давая духовную оценку;

прогнозирует общественное бытие;

через практическую деятельность людей преобразовывает общественное бытие.

Функции общественного сознания:

1. Познавательная – познание, накопление информации о мире, обществе, человеке.

2. Целеполагающая – выдвижение целей, создание проектов будущего, идеалов, определяющих направление человеческой деятельности.

3. Ценностно-ориентационная – оценка явлений действительности, в которой выражается значение их для человека, его отношение к ним и в соответствии с которой люди ориентируются в жизни, строят свое поведение.

4. Коммуникативная – обеспечение общения людей, их взаимопонимания, согласованности их действий.

Выполняя эти функции, общественное сознание выступает важнейшим фактором развития общества, оказывая воздействие на деятельность людей и тем самым на изменение их бытия.

Задача философии – дать методологический ключ к познанию очень сложного образования, которым является сознание общества. Поэтому представим общественное сознание в виде некой идеальной модели, имеющей собственную структуру, то есть типы, уровни и формы.

Где пребывает общественное сознание? В системе "Человек – Деятельность – Общение – История – Язык – Культура". Вся эта система находится в постоянном динамичном развитии, в процессе непрерывного приобщения вновь рождающихся индивидов к духовной жизни. Мозг индивида не может думать по-человечески вне человечества, вне всемирной истории, то есть вне общества. Индивид конечен и ограничен. Его сознание живет и умирает вместе с ним, обретая бессмертие в системе общества. Генерируемое мозгом человека, включенного в контекст социального бытия, общественное сознание оказывает могучее влияние на каждого индивида.Общественное сознание надличностно, но не внеличностно. Общественное сознание – не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое преобразование, духовная реальность, с которой мы вступаем в диалог. Каждое индивидуальное сознание имеет также и собственные источники развития, поэтому каждая личность по-своему уникальна.

Итак, общественное сознание – не просто сумма индивидуальных сознаний, а то общее, что содержится в них. Общественное сознание объединяет продукты духовной деятельности отдельных членов общества и образует своего рода духовную атмосферу, в которой формируется и развивается их сознание. Общественное сознание составляет общее достояние всех или части общества. Общественное сознание во всей своей сложности и многообразии может проявляться в сознании отдельных людей, в индивидуальном сознании и индивидуальное сознание, как бы оно ни было ограничено у конкретного отдельного человека, содержит элементы общего, элементы общественного сознания.

Таким образом, общее в сознании отдельных людей выступает в индивидуальной окраске, преломляясь через индивидуальное сознание. Общее в сознании – абстрагированное, то есть отвлеченное от всего индивидуального, случайного, конкретного. Все проявления индивидуального сознания, как бы случайны и своеобразны они ни были, содержат в себе элементы общественного сознания, и в то же время индивидуальное сознание никогда не входит полностью в общественное сознание. Общественное сознание определяет индивидуальное сознание, но не заменяет его. Реальное положение каждого конкретного индивида в обществе, как правило, определяется не его желаниями и целями, а прежде всего тем, к какой социальной группе он принадлежит и каково общественное сознание этой группы. Индивидуальное сознание каждого члена группы отражает общественное бытие через призму общественного сознания этой группы.

Кардинальные перемены сознания, взглядов, ценностных ориентаций, установок людей зависят прежде всего от реального изменения, совершенствования их бытия. Неразличение индивидуального и общественного сознания чревато догматизмом, то есть обожествлением некоторой системы идей или волюнтаризмом, то есть игнорированием объективных требований общепризнанного. Итак, сознание не может быть сведено лишь к индивидуальному. Носителями, субъектами сознания могут быть не только индивиды, но и социальные группы, общество в целом.

В зависимости от того, кто является носителем общественного сознания, различают три его типа:

1. Групповое сознание – классовое, профессиональное, национальное, возрастное и т.д. Складывается на уровне обыденного и специализированного сознания. Специальное сознание включает в себя системы специальных знаний (в профессиональных группах) и идеологию социальной группы. Групповое сознание неоднородно: любая социальная группа состоит из подгруппы, любая группа входит полностью или частично в состав других социальных групп. Поэтому в сознании группы всегда имеются элементы разных групповых сознаний.

2. Массовое сознание. Субъект – масса, то есть неустойчивая, аморфная, внутренне неупорядоченная совокупность людей. Поэтому и сознание масс разнообразно, оно имеет фрагментарный и достаточно противоречивый характер. В нем содержатся и какие-то традиционные, прочно укоренившиеся, окостеневшие социальные стереотипы, и некоторые быстро меняющиеся взгляды и настроения.

На содержание массового сознания влияют два основных фактора:

условия жизни масс (бытия);

деятельность государственных, общественных и других организаций, занимающихся идеологической работой, пропагандой, контролем за поведением людей, воспитанием и образованием.

Важнейшую роль играет в массовом сознании информирование масс, включая объем информации и характер ее подачи.

Состояние массового сознания выражается в общественном мнении.

Общественное мнение – это не просто сумма мнений отдельных людей, а результат их общения, обмена мыслями. Где нет общения – нет общественного мнения. Нет его и в том случае, если в обществе господствует насильно устанавливаемое единодушие, а личность, пытающаяся мыслить самостоятельно, находится под угрозой репрессий (например: инквизиция, тоталитарные режимы). Как правило, общественное мнение неоднозначно, плюралистично. Мнение большинства не всегда является общественным мнением. Содержащиеся в нем различные точки зрения, количественное соотношение между их сторонниками устанавливаются с помощью специальных социологических исследований.

3. Общечеловеческое сознание имеет своим субъектом человечество в целом. В него входят: духовные ценности, истины и идеалы, имеющие мировое значение и непреходящий характер. Общечеловеческое сознание формируется на основе исторической практики всего человечества. Важную роль в его развитии играют достижения науки и философии, великие произведения искусства, моральные нормы и заповеди, не знающие ни национальных, ни социальных границ. Всемирное единство человечества как субъекта истории и единство его сознания еще не достигнуто, оно только начинает вырисовываться.

В структуре общественного сознания "по вертикали" выделяют уровни, "по горизонтали" – формы. Разделение на обыденно-житейский, повседневный и специализированный, теоретический уровни основано на противопоставлении:

1) жизненно-практического, несистематизированного, но целостного жизнепонимания и

2) идей, которые подверглись теоретической обработке и рациональной систематизации.

Обыденное сознание формируется на основе житейского опыта и повседневного общения людей. К нему относится и то, что называется здравым смыслом, житейской мудростью. (Такое сознание весьма жизнестойко, если оно целостно и гармонично.) Содержание обыденного сознания включает в себя народные обычаи, фольклор, имеющие хождение в обществе нравственные, эстетические, религиозные представления, народную медицину, разнообразные сведения и приметы о природе, обществе, человеке, трудовой деятельности, необходимые для будничной практики. Из опыта обыденного сознания черпают свое содержание частные науки, философия, искусство.

Обыденное сознание исторически изменчиво в своих качествах, например, повседневное сознание средневековья было далеко от научных представлений, а современное обыденно-практическое сознание общества уже не наивное религиозно-мифологическое отражение мира, напротив, оно пропитано научными знаниями. Обыденное сознание ближе, чем теоретическое к непосредственным реальностям жизни, поэтому полнее отражает специфику ситуации со всеми ее конкретными деталями и смысловыми нюансами.

Характерными элементами обыденного сознания являются социальные стереотипы – упрощенные и стандартизированные представления об общественных явлениях, предопределяющие их восприятие и оценку.

Социальные стереотипы – это определенного рода шаблоны, под которые люди подгоняют свое видение действительности. Они позволяют быстро ориентироваться в явлениях общественной жизни, в людях, однако они же и обманывают, заставляя повиноваться ходячим предубеждениям и "не верить глазам своим". Слова "бюрократ", "теща", "японская радиотехника", "отдых в Сочи" вызывают у нас соответствующие комплексы образов и ожиданий, которые могут и не соответствовать реальности, но влиять на наше отношение к обозначенным этими словами реальным объектам. Существенную роль в общественных отношениях играют национальные стереотипы. Предопределяя восприятие и оценку представителей других народов, они выступают как один из наиболее распространенных источников негативного отношения к ним и являются почвой для различного рода национальных предрассудков.

Как особое социально-психологическое образование стереотип включает в себя три момента:

1) предрасположенность упрощенно оценивать явления;

2) склонность испытывать по отношению к нему более или менее постоянные чувства (симпатии – антипатии, согласие – несогласие);

3) предрасположенность к определенным действиям по отношению к явлению.

Таким образом, стереотип – утратившая свою эластичность, окостеневшая социальная установка, то есть психологическая предрасположенность определенным образом оценивать событие, переживать его, испытывая по отношению к нему соответствующие чувства. Действуя под влиянием определенной установки, человек обычно не задумывается, верна она или нет, не относится к ней критически, поэтому установка может направить человека и на совершение героического поступка, и толкнуть к слепому фанатизму. Однако специальные установки, в отличие от стереотипов, имеют еще некоторую эластичность, то есть способность под влиянием изменившихся условий сменяться новыми, более соответствующими новому ходу общественной жизни.

Человек не может для каждого события, факта, явления каждый раз вырабатывать совершенно новую установку, новый стереотип. Каждый в своем сознании как бы группирует близкие по содержанию установки и стереотипы, относящиеся к какой-либо одной сфере жизни. Такие совокупности близких по содержанию установок, стереотипов создают ценностные ориентации.

Все названные элементы (установки, стереотипы, ценностные ориентации) входят в систему общественной психологии, то есть уровню общественного сознания, где главным является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, ощущение и оценка действительности. Общественная психология включает в себя эмоциональные отношения людей к явлениям общественной жизни, их чувства и настроения. Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном уровне общественного сознания, взаимодействуя друг с другом.

Второй уровень общественного сознания составляет специализированное, теоретическое сознание, которое, в отличие от обыденного, вырабатывается целенаправленно специалистами (экономистами, политиками, юристами). Оно выражается в виде логически упорядоченных систем знаний – научных теорий, политических программ, юридических кодексов. Специализированное теоретическое знание от узкой группы профессионалов через систему образования, литературу, средства массовой информации распространяется в других широких кругах общества.

Важное место в специальном сознании занимает идеология систематизированное, теоретически обоснованное духовное выражение коренных интересов различных социальных групп или общностей. Идеологические учения создаются специалистами-идеологами и специальными организациями (партиями, институтами), после чего внедряются в общественное сознание с помощью пропаганды, оказывая огромное влияние на обыденное сознание. Многие социальные стереотипы рождаются идеологией, которая через пропаганду и рекламу внушает их людям и получает возможность манипулировать их сознанием ("исламская угроза", "рука Москвы", "русские медведи", "капиталистическое изобилие" и т.п.).